МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО ОТ 14 АВГУСТА
О пересчете пеней в случае неправильного указания ОКАТО и КБК
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу об уточнении платежа и пересчете пеней в случае неправильного указания реквизитов в расчетных документах и сообщает следующее.
В соответствии с пунктом 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа, а также со дня вынесения налоговым органом в соответствии с Кодексом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога.
Пунктом 7 статьи 45 Кодекса установлено, что при обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисления этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика. На основании заявления налогоплательщика и акта совместной сверки уплаченных налогоплательщиком налогов, если такая совместная сверка проводилась, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налогоплательщиком налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства. При этом налоговый орган осуществляет пересчет пеней, начисленных на сумму налога, за период со дня его фактической уплаты в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет федерального казначейства до дня принятия налоговым органом решения об уточнении платежа.
Таким образом, при соблюдении условий, предусмотренных пунктом 7 статьи 45 Кодекса, налоговый орган принимает решение об уточнении платежа и осуществляет пересчет пеней.
Указанные положения Кодекса введены в действие с 1 января 2007 года Федеральным законом от 27.07.2006 № 137-ФЗ (пункт 1 статьи 7 Федерального закона).
Поскольку положение пункта 7 статьи 45 Кодекса о пересчете пеней при уточнении платежа дополнительно гарантирует защиту прав налогоплательщиков (налоговых агентов), оно в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Кодекса имеет обратную силу и распространяется также на поручения на перечисление налогов, при оформлении которых до 1 января 2007 года допущены вышеуказанные ошибки.
В соответствии с пунктом 10 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2007 № 137-ФЗ со дня вступления в силу указанного Федерального закона и до 1 января 2008 года суммы излишне уплаченных налогов подлежат зачету за счет сумм поступлений, подлежащих перечислению в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, в 2007 году зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения производится по тому бюджету, в который зачислена сумма излишне уплаченного налога в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, если сумма налога была зачислена в надлежащий бюджет при отсутствии потерь государственной казны, полагаем возможным учесть осуществленный платеж в установленном порядке без начисления пени.
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА ДЕПАРТАМЕНТА
НАЛОГОВОЙ И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РФ
С. РАЗГУЛИН