Почти через 13 лет после вступления в силу ГК РФ, провозгласившего, что правила кредитования граждан ломбардами устанавливаются законом, принят Федеральный закон от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее — Закон). Этот нормативный акт вступает в силу с 1 января 2008 года.
Несмотря на то что в процессе работы над новым Законом удалось устранить или смягчить многие дискуссионные положения (см. «ЭЖ» № 50, 2006 г., стр. 9), в его тексте можно выделить несколько норм, которые требуют доработки.
Запрещенные виды деятельности
Так, ст. 2 Закона запрещает ломбарду заниматься какой-либо иной предпринимательской деятельностью, кроме предоставления займов населению и хранения вещей и почему-то еще консультационных и информационных услуг.
Представляется, что нет оснований, например, запрещать ломбардам оказывать дополнительные услуги по ремонту принятых вещей, мойке принимаемых автомобилей, эксклюзивным условиям хранения; осуществлять продажу невостребованных вещей, в установленном порядке перешедших в их собственность, а также сдавать излишки помещений в аренду и совершать иные сделки в соответствии с законодательством РФ.
Эти запреты никак не в интересах потребителей, лишающихся возможности получить дополнительную услугу.
Выемка прекращает договор
Недоумение вызывает ст. 4 Закона, устанавливающая, что в случае выемки вещи из ломбарда договор займа прекращается (что невозможно по определению займа), обязательства заемщика замораживаются на дату выемки (вне зависимости от того, как долго он будет пользоваться деньгами ломбарда), а ломбард должен направить ему соответствующее уведомление. В случае невыполнения этой обязанности ломбард «наказывается» лишением права на удовлетворение своих требований к заемщику.
Но соразмерно ли «наказание» «преступлению» и соответствует ли оно Конституции и ГК РФ? Причем по общему правилу после окончания срока выемки вещь возвращается... не ломбарду, а собственнику. Почему?
Однако этим проблемы добросовестного ломбарда, принявшего у залогодателя вещь, по которой осуществлена выемка, не ограничиваются. Выполнение предписания об уведомлении заемщика может вступить в противоречие с требованиями ст. 161 УПК РФ «Разглашение данных предварительного следствия», за что предусмотрена уголовная ответственность по ст. 310 УК РФ.
Реализация без торгов
К недостаточно проработанным нормам, открывающим ворота для мошенников с разных сторон ломбардного «прилавка», относится в принципе приветствуемое положение о возможности реализации невостребованных вещей (РНВ) не только путем проведения публичных торгов. Однако при публичных торгах в соответствии с правилами ГК РФ (ст. 350, 447, 448) вещь может быть продана по цене не ниже цены, согласованной с залогодателем, и по протоколу, подписанному победителем торгов (то есть указываются данные о покупателе). Эти условия ГК РФ должны выполняться и могут быть легко проконтролированы.
Не надо иметь особого криминального таланта, чтобы понять, какие возможности получат теперь недобросовестные ломбарды (пусть их в нашем сообществе явное меньшинство!). Очевидно также, что без данных о покупателе правоохранительным органам, а тем более обычным проверяющим будет очень сложно выявить и пресечь разнообразные злоупотребления, связанные с РНВ.
Противоречит ст. 350 ГК РФ и провоцирует злоупотребления, включая отмывание денег и незаконное снижение налогооблагаемой базы, норма ч. 4 ст. 13, обязывающей ломбард после РНВ возвратить залогодателю разницу между суммой оценки вещи, установленной при приеме ее в залог, и суммой его обязательств перед ломбардом (если вещь продана по цене, не превышающей сумму оценки). Эта норма к тому же не имеет экономического основания, так как в момент продажи вещи ее реальная цена не обязательно совпадет с ценой в момент залога.
Таким образом, отдельные положения Закона создают дополнительные трудности и затраты, что может привести к росту цен и даже к закрытию небольших ломбардов.
Кроме того, если сейчас слухи о злоупотреблениях в ломбардном бизнесе в целом неосновательны, то после вступления Закона в силу не исключена криминализация ситуации вокруг этой отрасли. Поэтому потребуется срочно принять ряд концептуальных поправок к этому документу.
P.S.
Когда статья готовилась к печати, стало известно, что авторы Закона внесли в Госдуму РФ важную поправку. Думается, что она является началом корректировки положений Закона (хотя и эта поправка вызывает вопросы).
Предлагаемая редакция п. 3 ст. 13 Закона гласит: «Реализация невостребованной вещи, на которую обращено взыскание, осуществляется путем ее продажи, в том числе с публичных торгов. В случае если сумма оценки невостребованной вещи превышает тридцать тысяч рублей, ее реализация может быть произведена только путем продажи с публичных торгов. В иных случаях форма и порядок реализации невостребованной вещи определяются решением ломбарда, если иное не установлено договором займа или договором хранения.
Публичные торги по продаже невостребованной вещи проводятся в форме открытого аукциона в порядке, установленном ст. 447—449 Гражданского кодекса РФ, при этом начальной ценой вещи является сумма ее оценки, указанная в залоговом билете или сохранной квитанции. В случае объявления торгов несостоявшимися ломбард вправе при проведении повторных торгов снизить начальную цену вещи, но не более чем на десять процентов ниже начальной цены на предыдущих торгах. Повторные торги могут проводиться посредством публичного предложения»