Почившая в бозе после распада СССР машиностроительная отрасль в последние годы демонстрирует существенные темпы роста объемов производства. Электрооборудование, сельхозтехника, транспортные средства, механическое оборудование и даже бытовая техника — все эти сектора последовательно наращивают выпуск готовой продукции.
Минпромэнерго рапортует
На днях Минпромэнерго сообщило о почти 30-процентном росте в секторе машиностроения в январе — июле текущего года. Производство механического оборудования выросло по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 91,2%, в частности, производство гидравлических турбин увеличилось в 3,4 раза, паровых турбин — в 2,1 раза, газовых турбин — на 62,8%.
Что касается транспортных средств и оборудования, то рост производства в январе — июле
В сельхозмашиностроении изготовление тракторных плугов выросло на 36,3%, сеялок — на 24,5%, доильных установок — на 20,2%. Выпуск тракторов составил 7 тыс. штук, что на 16,8% больше, чем в январе — июле
Одним из важных факторов, стимулирующих увеличение заказов на машиностроительную продукцию, является реализация нацпроектов. Кроме этого, в последние годы постоянно повышается объем поставок на экспорт. Увеличение же производства продукции транспортного машиностроения связано с ростом спроса со стороны ОАО «РЖД» и независимых перевозчиков.
Настрой — позитивный
Аналитик по машиностроению ИК «Тройка-Диалог» Геннадий Суханов полагает, что устойчивый рост в энергомашиностроении в числе других факторов был вызван кардинальной реформой РАО ЕЭС. Рост энергопотребления в стране на фоне изношенного оборудования и спада в производстве электроэнергии породил насущную необходимость в срочной модернизации этого сектора. «Если в предыдущие 15 лет оборудование по производству энергии не закупалось — за исключением запчастей, — то сегодня проводится форсированная реорганизация отрасли по специальному плану», — подчеркнул Г. Суханов. Подобный 30-процентный рост — это только начало.
Сегодня российские компании инвестируют большие финансовые средства в модернизацию, и в течение следующих пяти лет в машиностроении следует ожидать увеличения объемов производства в несколько раз. Подобное развитие отрасли финансируется с помощью кредитов и размещения акций среди профессиональных инвесторов: различных фондов, олигархов и крупных компаний.
Реализация масштабной программы РАО «ЕЭС России», рассчитанной на период до
В производстве комбайнов за последние годы наблюдался спад на 5%. Теперь же сельхозмашиностроение постепенно восстанавливается и российские агропромышленные холдинги начинают закупать отечественную технику. Подобная ситуация вызвана следующими факторами:
· цена на отечественную сельхозтехнику ниже, чем на импортную;
· государство начало проводить специальные лизинговые программы для агропромышленных холдингов;
· производители «очнулись ото сна» и стали реализовывать более активную рыночную политику по рекламе и сбыту своей продукции;
· существенно улучшилось качество отечественной сельхозтехники, включая сервисное обслуживание.
Но доля продукции отечественного машиностроения распределяется по секторам промышленности весьма неравномерно. К примеру, если в строительной отрасли иностранное оборудование составляет приблизительно 60%, то в лесной промышленности — уже более 90%.
Отечественная машиностроительная отрасль была основательно разрушена в 1990-е годы — общие объемы производства снизились в 3 раза. Поэтому сейчас идет лишь восстановление данного сектора экономики. «В машиностроении по меньшей мере в последующие 2 года темпы роста составят 30% или более; спроса же хватит на всех. Серьезной конкуренции на рынке машиностроения следует ожидать не ранее чем через 5 лет», — резюмировал С. Козицын. А директор департамента по связям с общественностью ЗАО «Трансмашхолдинг» (Москва) Артем Леденев отметил, что на его предприятии начиная с
Безоблачны ли перспективы?
Читая радужные отчеты Минпромэнерго, все же не следует забывать, откуда мы пришли и куда идем. И хотя в ближайшую «пятилетку» серьезных потрясений произойти не должно, встает вопрос о том, как пойдут дела у машиностроителей, когда отечественный рынок будет насыщен? Смогут ли российские производители со временем увеличить долю своей продукции на внутреннем рынке в пику иностранным конкурентам? И как будут обстоять дела с созданием конкурентоспособной продукции для продажи ее на рынках развитых стран?
Какими бы утопичными сегодня ни казались такие вопросы, у России просто не остается другого выхода, как создавать качественную продукцию.