Есть вероятность, что инновационный процесс постигнет судьба малого бизнеса: все начальники как заклинание твердят о поддержке малого бизнеса, но это не мешает им душить его на каждом шагу.
В президентском Послании четко сформулированы позиции по налоговому стимулированию инновационной деятельности. Названы те законы, которые надо принять, определены высокотехнологичные сферы, в которых прежде всего нужно задействовать инновационные подходы: современная энергетика, коммуникации, космос, авиастроение и атомная отрасль. Однако пакет из 14 законов, который предполагал экономию почти 30 млрд руб. на налогах для инновационных предприятий, Правительство РФ блокировало ровно 9 месяцев. А Минфин (головное ведомство по этому пакету законов) не давал положительного заключения, предлагая разработать свой вариант. В итоге от пакета законопроектов остались рожки да ножки.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ОТКЛОНИЛО:
· восстановление льготы по налогу на имущество и земельному налогу для вузов и инновационных предприятий
(8 млрд руб.);
· установление льготы по налогу на прибыль для научных и инновационных предприятий, по которой 50% капитальных вложений предлагалось списывать в их расходы;
· увеличение барьера с 20 до 50 млн руб. перехода на УСН для научных и инновационных предприятий;
· возможность перечислять до 5% прибыли на нужды инновационных предприятий;
· снижение ЕСН по научным и инновационным предприятиям.
Минфин иезуитски подменил новую формулировку ст. 251 НК РФ: «Не считаются доходами и не подпадают под налогообложение имущество и средства, безвозмездно передаваемые учреждениям науки и образования» на следующую: «Не подпадают под налогообложение средства, получаемые из фондов поддержки науки и образования по перечню Правительства». То есть вместо реальных организаций, готовых к безвозмездной передаче средств и имущества на инновационные цели, предлагается некая конструкция, которая вряд ли когда-нибудь будет работать.
ПРАВИТЕЛЬСТВО ПОДДЕРЖАЛО:
· увеличение до 1,5% отчислений в Российский фонд технологического развития;
· ускоренную амортизацию для научных и инновационных предприятий;
· отнесение капвложений в счет расходов на научные исследования у того, кто применяет УСН;
· освобождение от НДС передачи объектов интеллектуальной собственности.
Экономия на налогах в правительственном варианте составила всего 2 млрд руб. То есть то, что действительно нужно для развития страны, блокируется. Надеюсь, что в будущем конфигурация в Госдуме изменится и у нас будет больше шансов дать дорогу инновациям.