Каждый пятый — не наш!

Рост доли нерезидентов в банковском секторе РФ не представляет угрозу стране
| статьи | печать

За прошедшее полугодие произошло существенное увеличение доли иностранных инвесторов в совокупном капитале российской банковской системы. Вряд ли увеличение доли нерезидентов может рассматриваться как угроза национальной безопасности страны. Так как контрольные пакеты ключевых банков останутся в руках государства

 

Откровения товарища Сухова

Доля иностранного капитала в совокупном зарегистрированном уставном капитале российских кредитных организаций на 01.07.2007 составила 21,3%. Причем только за последние четыре месяца данный показатель увеличился на 3%.Такие данные не так давно озвучил директор департамента лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций Центробанка Михаил Сухов. По его словам, с начала года нерезиденты инвестировали в капитал российских банков свыше 2 млрд долл. Таким образом, общий объем инвестиций нерезидентов в капитал российских банков можно оценивать в 5,6 млрд долл.

«На самом деле доля нерезидентов превысила 20%-ный рубеж намного раньше», — «успокоил» г-н Сухов. Однако, по его словам, Банк России до 2006 г. не рассчитывал показатели по иностранцам, находящимся под существенным влиянием резидентов РФ. Поэтому, если вести речь об инвестициях иностранного происхождения, более корректно считать, что показатель 20% так и не достигнут. «Если не брать в расчет влияние российских инвесторов через зарубежных акционеров, то доля иностранцев выросла по итогам II квартала 2007 г. с 17,4 до 19%», — пояснил директор департамента Центробанка.

Именно во II квартале на рынке появились две новые кредитные организации со 100%-ным иностранным участием, под контроль нерезидентов перешло восемь небольших банков. Помимо этого, при размещении акций ВТБ и Сбербанка довольно значительные пакеты были приобретены иностранцами.

 

Регулятор дает добро

Главным виновником подобного «разгула» иностранцев на отечественном банковском рынке, без сомнения, можно считать тот же Центробанк. Именно с его молчаливого попустительства и росла в первом полугодии текущего года капитализация российских банков за счет тех самых нерезидентов. Это стало возможно, после того как в январе 2007 г. вступили в силу долгожданные либеральные поправки к Федеральному закону «О банках и банковской деятельности», позволяющие нерезидентам покупать до 20% акций российских банков. Причем по новым нормативам для подобной операции иностранцам теперь достаточно простого уведомления Центробанка.

Между прочим, вступление в силу данного Закона серьезно изменило стратегию проникновения на банковский рынок иностранного капитала. Так, если ранее иностранцы, что называется, «просачивались» в нашу банковскую сферу постепенно, шаг за шагом, покупая небольшие блокирующие пакеты и осторожно проводя своих представителей в советы директоров, то сейчас они настроены с ходу приобретать уже крупные куски отечественного «кредитного пирога».

 

За державу обидно?

Представители Банка России не склонны видеть в экспансии иностранцев в наш банковский сектор угрозу суверенитету страны. C Центробанком вполне солидарен и министр финансов Алексей Кудрин. По его мнению, в течение переходного периода до вступления России в ВТО доля зарубежных банков возрастет всего лишь до уровня 27%. Кроме того, по словам руководителя Минфина, при вступлении в ВТО Россия сможет зарезервировать за собой право сохранения 50%-ной квоты на совокупную долю зарубежных банков в общем капитале российской банковской системы. Подобное соглашение в рамках договоренности о вступлении России в ВТО было подписано с США в ноябре прошлого года.

На самом деле «совокупная доля зарубежных банков» — категория довольно условная. Нехитрые арифметические действия позволяют просчитать, что при существенном превышении данной квоты (а между тем она означает дополнительные 50% к уже существующей на ноябрь 2006 г. доле. — Ред.) контрольные пакеты ключевых банков будут оставаться в руках государства. В условиях, когда пара-тройка госбанков занимает львиную долю рынка, опасность потери государственного суверенитета представляется крайне эфемерной. Между тем на сегодняшний день доля банков, где нерезидентам принадлежит более половины акций, не превышает 16%.

Иностранным «дочкам» на российской почве вряд ли достанутся лакомые кусочки в виде обслуживания счетов предприятий оборонки или других стратегических направлений.

Но главное ограничение заключается в том, что зарубежные банки не смогут открывать в России свои филиалы, свою деятельность они должны осуществлять только через дочерние банки, функционирующие в соответствии с законами РФ.

Хотя даже такое положение вещей не устраивает некоторую особо патриотично настроенную часть бизнес-элиты, с которой вполне солидарны многие банкиры, уже сейчас серьезно страдающие от деятельности более успешных иностранных кредитных учреждений.

Кроме того, ни для кого не секрет, что банковский сектор является «стратегической сферой особого внимания» для отечественной экономики, такой же, как (а может, даже более значимой) оборонка и нефтегазовая отрасль. Значимость его увеличивается в несколько раз в преддверии выборного сезона. Понятно, что действующей власти гораздо легче договориться, что называется, «по деньгам» с «банкирами-патриотами», нежели с «чужеродными космополитами».

 

К СВЕДЕНИЮ

По доле участия нерезидентов в банковском секторе Россия пока серьезно отстает не только от стран Восточной Европы — Венгрии, Польши и Чехии с долей иностранного капитала выше 60%, но и от своих соседей по СНГ — Казахстана и Украины (доля проникновения — более 30%).