Земля тревоги нашей

| статьи | печать

Минэкономразвития внесло в Правительство поправки в законодательство по выкупу у граждан и юридических лиц земли для государственных и муниципальных нужд. Главное новшество документа — обещание власти выкупать землю «по рыночной цене». Но будет ли оно выполнено?

 

Новый закон, по сути, не вводит ничего нового, а лишь объединяет и уточняет соответствующие статьи Земельного и Гражданского кодексов, касающиеся изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд. В кругах юридической общественности утверждают, что документ появился как следствие недавнего «бутовского противостояния» выселяемых жителей одной из московских окраин и столичных властей. В МЭРТ, однако, уверяют, что законопроект писался аж два с половиной года с одной лишь целью — сделать процедуру изъятия земли более прозрачной и справедливой. Но за это время в стране назрел новый «фурункул»: наш Сочи нежданно-негаданно победил в конкурсе на проведение зимней Олимпиады-2014. Что мгновенно спровоцировало взлет цен на тамошние земельные участки до 50 тыс. долл. за сотку и выше — Рублевка отдыхает…

В других регионах также обнародованы грандиозные планы сооружения дорог, аэропортов и подобных объектов общегосударственной или межрегиональной значимости. И там тоже уже тлеют свои «земельные клондайки». Тем более в новом законопроекте записано, что выкуп земли у ее собственников будет производиться «по рыночной цене».

Правда, там же приведен закрытый перечень «государственных» или «муниципальных» нужд, для которых возможна такая форма отчуждения земли. Это может быть связано с выполнением международных обязательств России, с размещением энергетических и атомных объектов, строительством дорог, систем связи и других коммуникаций и, наконец, с защитой государственной границы и обеспечением безопасности страны. Но есть сноска: в случае необходимости список может быть расширен — просто для каждого добавления потребуется принимать отдельный федеральный закон. Удивляет, однако, почему в нынешний законопроект не внесены правила выкупа земли государством у муниципалитетов.

Мировая история свидетельствует о том, что во всех странах, признающих священное право частной собственности, продажа земли государству всегда была чрезвычайно выгодным делом. Американцы даже приводят пример Авраама Линкольна, который уже в должности президента страны не удержался от соблазна и пролоббировал-таки перенос трассы трансамериканской железной дороги на несколько десятков миль севернее — туда, где у него были земельные владения (и государству пришлось их выкупить!). В нашу Гражданскую войну правительство барона Врангеля разработало законопроект выкупа земли у крестьян: за десятину, имеющую урожайность 40—50 пудов пшеницы, ценой рубль за пуд предполагалось платить 200—250 рублей — то есть пятилетний(!) доход.

Нынешний Гражданский кодекс РФ (ст. 281) также предполагает, что выкупная цена участка, отчуждаемого для госнужд, должна состоять из рыночной цены самой земли, цены находящейся на ней недвижимости и всех убытков, причиненных собственнику, включая, например, ущерб от неполучения урожая абрикосов или платы от сдачи комнат в поднаем квартирантам-отдыхающим и т.д.

Но вот что любопытно: замруководителя Департамента имущественных и земельных отношений МЭРТ Андрей Ивакин, объясняя, каким образом будет определяться «рыночная цена земли», заявил: «Этим будут, как и сейчас, заниматься оценщики, выбранные на конкурсной основе Росимуществом либо отраслевыми ведомствами. Например, в случае изъятия участка для автотрассы федерального значения — Росавтодор, для строительства железной дороги — Росжелдор, для строительства аэродрома — Росавиация и так далее. То есть в зависимости от того, для каких целей будут отчуждаться участки».

Но если оценкой займутся люди, выбранные заинтересованными ведомствами, смогут ли они сохранить объективность?

Правда, для граждан (физических лиц), несогласных с предлагаемой суммой компенсации, в законопроекте предусмотрен альтернативный вариант — предоставление землевладельцу взамен другого участка. Как уточняет А. Ивакин, «за более дешевый участок человек получит денежную компенсацию, за более дорогой придется доплатить самому…». Ну а если (как, например, в Сочи) других подходящих участков попросту нет? Кстати, для юридических лиц такой «мены» почему-то не предусмотрено, да и сама методика исчисления компенсаций вообще не определена, есть лишь различные варианты.

Вопросов к новому законопроекту — уйма, но, похоже, отвечать на них никто не собирается: по планам МЭРТ уже осенью документ должна принять Госдума и в 2008 г. закон вступит в силу. Хотя здесь в первую очередь требуется отнюдь не сила, а мудрость законодателя и взаимное согласие сторон.