Законно ли продлили налоговую проверку?

| статьи | печать

В начале марта 2007 года была организована выездная налоговая проверка организации. В мае налоговый орган сообщил, что решением ФНС России по субъекту РФ срок проверки продлен до июня. При этом было заявлено, что такое продление срока выездной налоговой проверки обусловлено наличием у организации 5 обособленных подразделений.

Налогоплательщик с решением о продлении сроков не согласился, указав, что с 1 января 2007 года утратило силу положение НК РФ о том, что при проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок их проведения увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства. Также он обратил внимание на то, что у налогового органа отсутствует информация о нарушениях организацией законодательства о налогах и сборах, требующая дополнительной проверки.

Правомерны ли в этой ситуации действия налогового органа?

А. Иванов

 

В соответствии с п. 1 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Согласно п. 6 ст. 89 НК РФ она не может продолжаться более 2 месяцев. Указанный срок может быть продлен до 4 месяцев, а в исключительных случаях — до 6 месяцев.

При этом основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, то есть ФНС России (п. 1 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506).

На основании п. 7 ст. 89 НК РФ в рамках выездной налоговой проверки налоговый орган вправе проверять деятельность филиалов и представительств налогоплательщика.

Приказом ФНС России от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892 (далее — Приказ № САЭ-3-06/892) утверждены Основания и порядок продления срока проведения выездной налоговой проверки (далее — Основания продления срока). Подпунктом 4 п. 3 Оснований продления срока предусмотрено, что основанием продления срока проведения выездной (повторной выездной) налоговой проверки может являться проведение проверок организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, в том числе 4 и более. При этом срок проведения выездной налоговой проверки может увеличиваться до 4 месяцев.

Согласно п. 4 данного документа для продления срока проведения выездной налоговой проверки налоговый орган, проводящий ее, направляет в вышестоящий налоговый орган мотивированный запрос.

Решение о продлении срока выездной налоговой проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) Управления ФНС России по субъекту Федерации, за исключением случаев продления сроков повторной выездной налоговой проверки, проводимой в порядке контроля за деятельностью налогового органа, выездной налоговой проверки крупнейшего налогоплательщика, а также выездной налоговой проверки, проводимой ФНС России (в этих случаях решение о продлении соответствующих сроков принимает руководитель или заместитель руководителя ФНС России).

В соответствии с п. 2 Приказа № САЭ-3-06/892 данный Приказ применяется при проведении и оформлении результатов налоговых проверок и иных мероприятий налогового контроля, начатых после 31 декабря 2006 г.

Исходя из положений вышеизложенных норм, в случае если проверяемая организация имеет 4 или более обособленных подразделения, срок выездной налоговой проверки может быть продлен уполномоченным лицом, указанным в Приказе № САЭ-3-06/892, до 4 месяцев.

Таким образом, действия налогового органа в указанной ситуации правомерны.