Правительство РФ приняло давно обещанную государственную аграрную программу на предстоящий пятилетний период. Но никто не спешит презентовать широкой публике документ, который вынашивался в тиши кабинетов и рос без общественных слушаний.
Знакомство с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы заставляет вспомнить 1917 год. После захвата власти большевики решительно рвали «прочные корни капитализма» — крестьянские хозяйства. И тут же кормилец стал мироедом, пахарь — кулаком, а лежебока — колхозным (совхозным) бригадиром.
Из крестьян вытравили капиталистические корни. Но и сейчас, с возрождением рыночной экономики, село не пускают в неокапиталистический рай. Почти 60% сельских жителей России имеют среднедушевые денежные доходы ниже прожиточного уровня. Причем реально покинуть эту строку статистической отчетности могут только 35% сельчан.
Если в 1999—2001 гг. среднегодовой темп роста сельскохозяйственного производства в стране составлял 6,7%, то с
Надежды на возрождение села многие связывали с обещанной госпрограммой. Но мечтам, видно, не суждено сбыться.
Единственное достоинство намеченных мер — повышение доступности финансовых ресурсов. Главным образом банковских кредитов и государственных субсидий на возмещение части процентных ставок. Но и здесь бесстрастные цифры лукаво перекошены в сторону крупных товарных хозяйств. Общий объем бюджетных средств, направляемых на субсидирование процентных ставок для сельскохозяйственных организаций, в 4,2 раза превышает сумму на аналогичные цели для личных подсобных хозяйств (ЛПХ), крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) и сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПК) вместе взятых. Хотя они производят по отдельным видам 50 и более процентов валовой сельскохозяйственной продукции.
В стране 59,2 тыс. крупных, средних и малых сельскохозяйственных организаций, включая подсобные хозяйства несельскохозяйственных предприятий, и 23 млн (!) личных подсобных и крестьянских (фермерских) хозяйств. Так вот, если взять «подушевой» показатель исходя из денежных сумм и количества потенциальных заемщиков, то шанс крестьянина или фермера получить кредит по сравнению с сельскохозяйственной организацией меньше в 1625,8 раза.
Но и без расчетов ясно, с кем проще и выгоднее работать банкам: с единоличником или крупным товаропроизводителем. Юридическое лицо и залог может дать огромный, не чета фермерскому, и на кое-какие «уступки» сговорчивее физического лица, от которого ни отката, ни другой «благодарности» не дождаться. Тем не менее для особо непонятливых банков в госпрограмме спрятана прямая подсказка.
Индивидуальный предприниматель, равно как и ЛПХ, может занять у банка сроком до 8 лет не более 700 тыс. руб., КФХ — до 10 млн, СПК — не более 40 млн рублей.
Для сельскохозяйственных организаций суммарного порога нет. Ограничения для них касаются целей и сроков кредитов, поделенных на 4 четыре группы: краткосрочные, инвестиционные, до 5 лет и до 8 лет.
А если посмотреть на указанные в госпрограмме цели заимствований, то любому банкиру станет ясно, кому предпочтительнее давать кредиты. Для крупных товаропроизводителей предусмотрено развитие производства путем выделения займов на строительство, реконструкцию и модернизацию животноводческих комплексов и хранилищ овощей и фруктов.
Единоличник может рассчитывать на приобретение ресурсов для сезонных работ, малогабаритной техники, на уплату страховых взносов при страховании урожая.
Фермерское хозяйство может позволить себе взять ссуду на строительство, реконструкцию и модернизацию плодохранилищ, тепличных комплексов по выращиванию овощей в закрытом грунте, животноводческих ферм и даже перерабатывающих предприятий. Однако можно ли затевать строительство на кредит, сумма которого не должна превышать 10 млн руб. на одно хозяйство?
Большая стройка на селе под силу сельскохозяйственному потребительскому кооперативу (СПК), который может рассчитывать на кредит40 млн руб., но госпрограмма ориентирует СПК на строительство и реконструкцию сельскохозяйственных рынков, торговых площадок, пунктов по приемке, первичной переработке и хранению молока, мяса, плодоовощной и другой сельскохозяйственной продукции.
Круг замкнулся. Арена выживания единоличника, фермера, малого крестьянского хозяйства выглядит так: мелкий товаропроизводитель — приемоперерабатывающий кооператив — сельскохозяйственный (колхозный — по старинке) рынок. Вот и создавай себе конкурентоспособную среду на этом поле, а на другие просторы — не заглядывай. Там властвуют латифундисты — государственные и частные холдинги.
К примеру, в Воронежской области в последнее время регулярно снижается закупочная цена на молоко цельное, настоящее. Местный полумонополист (полным нельзя назвать по действующему законодательству) диктует условия поставщикам. Страдают от этого единоличники, фермеры и даже недавно заработавшие молочно-товарные комплексы с высокоудойными заморскими коровами. В торговую сеть поступает продукция уже от «диктатора».
Результат предсказать несложно: крестьяне подадутся в батраки к полумонополисту, а молочные фермы станут его «дочками». Снова наемный труд, производительность которого поднять лозунгами и призывами пытались еще в годы советской власти. Теперь госпрограмма по развитию сельского хозяйства, по существу, возвращает к увещевательным методам в работе отрасли. И что в итоге?
Одновременно с принятием правительством аграрной пятилетки вверх поползли цены на зерно, подорожал хлеб в магазинах. И не исключен массовый забой скота населением, поскольку снижаются цены на мясо — в себестоимости килограмма свинины и курятины 55% занимает зерно. А самому выращивать фуражное зерно невыгодно, затраты не окупаются из-за высокой стоимости горюче-смазочных материалов, нужных для сева, ухода, уборки и переработки. Свинью можно откармливать, пока себестоимость мяса в конечном итоге не превысит 45 рублей за килограмм. А в Воронежской области закупочная цена свинины упала с 90 руб. зимой до 47 рублей сейчас. В Ростовской области и вовсе уже 35 рублей! Значит, вслед за исходом скота в мелких хозяйствах опять толпы согнанных с земли людей потянутся в города.
Так самый крупный землевладелец — государство, провозглашая приоритет малого и среднего бизнеса, на корню губит ростки предпринимательства на селе. К примеру, долго ожидаемая приватизация земли начинает обретать контуры фарса. На 100% государственный Россельхозбанк уже объявил о предстоящем в
Нетрудно предположить, что произойдет после 1 января
С началом реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы открывается перспектива рождения новых магнатов-олигархов. На этот раз мясных, молочных, зерновых и прочих околоаграрных.
Обезличенные земли латифундий прироста населения не дадут. Кто через две подобные аграрные пятилетки будет обрабатывать землю и кормить россиян? Вопрос отнюдь не праздный и не риторический. Госпрограмма издевательски по отношению к людям предрекает рост средней заработной платы работников сельскохозяйственных предприятий с 3100 руб. в месяц по итогам
Справка
В аграрном секторе экономики сосредоточено 3,6% основных фондов страны. Агропромышленная отрасль производит менее 8,5% ВВП, в том числе в сельском хозяйстве 4,4%.
ИСТОЧНИК: МСХ РФ