Страхи туроператоров

| статьи | печать

Закон об обязательном страховании ответственности тур-операторов был введен в действие с 1 июня 2007 года. Прошло два месяца, но понять, как новый Закон работает на практике, все еще не представляется возможным: за июнь и июль ни одной выплаты компенсаций туристам в рамках фингарантий произведено не было. Представители Ростуризма считают это положительным признаком.

 

Закон об обязательном страховании туроператоров поддерживали несколько крупных туристических компаний («Натали-турс», Neva, «Капитал-тур») в надежде очистить рынок от «мелочовки». Мнения о том, была ли достигнута эта цель, у Ростуризма и представителей турфирм расходятся: если представители надзорного органа оперируют цифрами в доказательство того, что рынок сократился (сейчас в Едином реестре туроператоров около 3,5 тыс. компаний, до принятия Закона их было более 10 тыс.), то сами турфирмы считают, что с рынка ушли только те, кто ранее получил лицензию на занятие тур-
операторской деятельностью «на всякий случай».

По выражению представителя крупной туристической компании, «ушли жены бизнесменов, домохозяйки, имевшие турбизнес в качестве хобби». Такие фирмы просто не стали входить в Реестр, для чего им потребовалось бы обеспечить свои риски через банк или страховую компанию в размере 5 млн руб. для занятия международным туризмом (с 1 июня следующего года — 10 млн руб.) или 0,5 млн руб. для внутреннего туризма.

Часть из работающих туристических компаний не успели к сроку и  начали лето, не вступив в Реестр. Большинство из них продолжали продавать путевки, по телефону объясняя клиентам: «Не надо волноваться, будем мы в Реестре, мы над этим работаем». И действительно, сейчас Ростуризм рассматривает по 20—25 новых заявок в день и ожидает, что к концу лета число туроператоров в Реестре вырастет до 5 тыс. компаний.

Надо заметить, что вина за несвоевременное включение в Реестр лежит не только на турфирмах, поскольку Типовые правила страхования ответственности туроператоров были утверждены чуть раньше, чем за месяц до контрольного срока, и многие благонамеренные турфирмы технически не успели завершить оформление договоров к 1 июня.

Комиссию за гарантию страховщики установили пока небольшую — 2—3%. Однако участники рынка опасаются, что ситуация может резко измениться, в случае если начнутся реальные страховые выплаты.  (Нынешний Закон позволяет увеличить комиссию за страховку в разы, пользуясь повышающими коэффициентами (до 5)  в зависимости от страховой истории страхователя, а через три года Ростуризм и ВСС планируют оценить накопленные статистические данные и внести в Закон необходимые поправки.)

Пересмотр же комиссии за страховку в сторону повышения должен будет отразиться на цене туристических путевок.

Пока, как показал опрос среди клиентов турфирм, большинство или не слышало о новом Законе, или «слышало что-то», но уверено, что «без хороших адвокатов, на которых нужны деньги», отсудить у турфирм ничего не удастся.

Между тем замглавы Ростуризма Надежда Назина считает, что, обратившись в Роспотребнадзор, в Ростуризм или в суд, получить компенсацию из гарантийного фонда вполне реально: «Турфирмы знают, что проиграют в суде, и предпочитают договариваться в досудебном порядке, чтобы не проходить заново процедуру вхождения в Реестр, откуда они будут исключены в случае крупных выплат клиентам из гарантийного фонда, если в результате он составит менее установленного Законом минимума».

Кроме Роспотребнадзора, туристы могут обращаться, например, в Общество защиты права потребителей на отдых, которое предоставляет адвоката бесплатно, рассчитывая на деньги проигравшего туроператора. К сожалению, надежды на то, что новый Закон повысит качество туристического обслуживания, пока не оправдываются.

Как показали первые два месяца лета, чартеры как опаздывали с вылетом, так и опаздывают, людям предоставляются отели не той категории, за которую они платили, и т.д. Учитывая качество турпродукта, треть туристов может подавать требование о возмещении ущерба. И если за возмещением ущерба обратятся все, кто имеют на это право, система подвергнется серьезному испытанию на прочность.

Еще одной проблемой может стать оценка ущерба, поскольку не существует никакой шкалы расчетов, на которую мог бы ориентироваться суд.

Пока только традиционная для нашей страны нелюбовь к судебным разбирательствам дает возможность страховым компаниям работать при относительно небольшой убыточности. Но Закон о страховании ответственности туроператоров может приучить население к судебным искам, поскольку направлен на защиту самого дорогого, что есть у нашего человека, — отпуска.

Станет ли в России, как в США, поход в суд популярным массовым развлечением или останется уделом редких упрямцев? Первые ответы на эти вопросы появятся скорее всего ближайшей осенью. Хотя туроператоры  и настроены, по словам их сотрудников, на «самостоятельное урегулирование конфликтов», рано или поздно первая выплата должна произойти.