Нарастание товарного импорта в Россию имеет объективный характер: как минимум треть реального сектора отечественной экономики срочно нуждается в техническом и технологическом перевооружении. И опубликованная в «ЭЖ» статья подтверждает: за последние 10 лет доля машин и оборудования в импорте выросла с 22,3 до 38,1%.
А куда деваться, если в России почти нет своего собственного инструментального машиностроения? А то, что имеется, нужно выбрасывать на помойку — не потому, что не работает, а потому, что не дает надлежащего качества.
Пример — наш «АвтоВАЗ», где еще в советские времена в параллель Минстанкинпрому было создано мощнейшее инструментальное производство, вплоть до изготовления крупных штампов. Оно и сегодня загружено «по самую маковку» в отличие от подавляющего большинства аналогичных заводов, входивших в «общее» отраслевое станкостроение.
Однако оно же сегодня является проклятием автозавода. Все эти станки и линии раньше вполне годились для изготовления более-менее приличных «Жигулей», но даже качественную «Ладу» на них не сделаешь.
Беда эта известна, но никто не ищет выхода из тупика. А ведь известен пример Японии, которая после войны перестраивала (точнее, создавала заново) свою экономику на американской технической и технологической основе — как это мы пытаемся сделать сейчас в России. Но параллельно японцы создавали собственную базу и преуспели. Там были найдены любопытные экономические механизмы, в этом направлении работал весь государственный аппарат.
Может быть, и нам нужно пригласить в Правительство японцев, как в древности предки призвали Рюриков?
Л. Киселев, инженер-технолог, Тольятти, Самарская обл.