Земельный налог-2008

| статьи | печать

В прошлом номере «БП» мы начали разговор об изменениях в часть вторую Налогового кодекса, внесенных Федеральным законом от 24.07.2007 № 216-ФЗ. Речь шла о главе 30 «Налог на имущество организаций». Сегодня поговорим о земельном налоге. Изменения, внесенные в главу 31 «Земельный налог» НК РФ, комментирует Наталья Голубева, советник государственной гражданской службы Российской Федерации 2-го класса.

 

 

Налоговая ставка по участкам, приобретенным для жилищного строительства

Согласно ст. 394 НК РФ налого-вые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов Москвы и Санкт-Петербурга).

При этом указанной статьей определены две предельные величины налоговых ставок в размере 0,3 и 1,5% от налоговой базы, применяемые на установленных этой статьей условиях. В частности, предельная величина налоговой ставки в размере 0,3% применяется в отношении земельных участков, предоставленных для жилищного строительства (в том числе предоставленных в собственность) и для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

Вместе с тем в соответствии с Земельным кодексом РФ земельные участки могут приобретаться в собственность, а также предоставляться в собственность физическим и юридическим лицам из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Так, ст. 15 Земельного кодекса РФ установлено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством  Российской Федерации. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с Земельным кодексом РФ, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

На основании ст. 28 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Принимая во внимание указанные нормы Земельного кодекса РФ, при исчислении земельного налога положения ст. 394 НК РФ должны одинаково применяться в отношении земельных участков, предоставленных или приобретенных для жилищного строительства и предоставленных (приобретенных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства.

В этой связи в ст. 394 Кодекса включено положение, в соответствии с которым налоговая ставка в размере 0,3% применяется в отношении земельных участков, как предоставленных, так и приобретенных для жилищного строительства, личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства и дачного хозяйства.

В отношении земельных участков, приобретенных для жилищного строительства, находящихся в общей долевой собственности, налоговая база определяется пропорционально доле каждого налогоплательщика в общей долевой собственности. Налоговая ставка по таким земельным участкам применяется в размере 0,3%.

 

ПРИМЕР 1

Земельный участок, приобретенный А.А. Соколовым и П.О. Соколовой для жилищного строительства, находится в общей долевой собственности (доля А.А. Соколова в праве на земельный участок составляет 25%, П.О. Соколовой — 75%). Кадастровая стоимость земельного участка равняется 500 000 руб.

 

Налоговая база определяется в части доли, закрепленной за:

А.А. Соколовым — 500 000 руб. х 25% = 125 000 руб.;

П.О. Соколовой — 500 000 руб. х 75% = 375 000 руб.

Сумму земельного налога следует уплатить из расчета применяемой налоговой ставки за земли, приобретенные для жилищного строительства, в размере 0,3% в части доли земельного участка, закрепленной за:

А.А. Соколовым — 125 000 руб. х 0,3% = 375 руб.;

П.О. Соколовой — 375 000 руб. х 0,3% = 1125 руб.

 

В отношении земельных участков, приобретенных для жилищного строительства, находящихся в общей совместной собственности, налоговая база определяется для каждого из налогоплательщиков, являющихся собственниками данного земельного участка, в равных долях. Налоговая ставка по земельным участкам, приобретенным для жилищного строительства, применяется в размере 0,3%.

 

ПРИМЕР 2

Земельный участок, приобретенный Н.Д. Новиковой и К.И. Новиковым для жилищного строительства, находится в общей совместной собственности. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 3 500 000 руб.

 

Налоговая база определяется в части доли, закрепленной за:

Н.Д. Новиковой — 3 500 000 руб. х 50% = 1 750 000 руб.;

К.И. Новиковым — 3 500 000 руб. х 50% = 1 750 000 руб.

Сумму земельного налога следует уплатить из расчета применяемой налоговой ставки за земли, приобретенные для жилищного строительства, в размере 0,3% в части доли земельного участка, закрепленной за:

Н.Д. Новиковой — 1 750 000 руб. х 0,3% = 5250 руб.;

К.И. Новиковым — 1 750 000 руб. х 0,3% = 5250 руб.

 

В отношении земельных участков, предоставленных для жилищного строительства, на которых уже завершено строительство и возведены жилые дома, налоговые ставки применяются в следующем порядке.

Напомним, что в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ ставка земельного налога в отношении участков, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса), не может превышать 0,3% от его кадастровой стоимости.

В этой связи при установлении представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) налоговых ставок по земельным участкам, предоставленным для жилищного строительства и затем занятым построенными объектами жилищного фонда, торговли, сферы обслуживания, гаражами, именно в отношении доли в праве на земельный участок, приходящийся на нежилые помещения в многоквартирном доме, налоговая ставка, установленная на основании подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ в размере 0,3%, не применяется.

Применение налоговых ставок рассмотрим на примере 3.

 

ПРИМЕР 3

Многоквартирный жилой дом расположен в муниципальном образовании в черте населенного пункта. В нем находятся:

·        20 однокомнатных квартир площадью 40 кв. м каждая;

·        10 двухкомнатных квартир площадью 60 кв. м каждая;

·        10 трехкомнатных квартир площадью 100 кв. м каждая.

Все квартиры приватизированы.

На первом этаже этого дома расположены:

·        магазин площадью 500 кв. м, принадлежащий ООО «Продукты»;

·        офис организации — ООО «Полярис» площадью 400 кв. м;

·        мастерская по ремонту одежды — ООО «Стрела» площадью 550 кв. м.

В доме также располагается подземный кооперативный гараж общей площадью 600 кв. м, в котором находятся 30 боксов площадью 20 кв. м каждый, принадлежащих физическим лицам.

Кадастровая стоимость земельного участка, на котором расположен этот жилой дом, равна 8 000 000 руб.

Представительным органом муниципального образования установлены следующие налоговые ставки:

·        для земельных участков, занятых жилищным фондом (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду и к объектам инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса) — 0,1%;

·        для земельных участков, используемых для торговли, под офис и мастерскую, — 1%;

·        для земельных участков, занятых гаражами, — 0,5%.

 

Определим долю в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме и величину налоговой базы, применяемую налогоплательщиками при исчислении земельного налога.

Для этого сначала рассчитаем общую площадь помещений в доме, находящихся в собственности налогоплательщиков, как юридических, так и физических лиц:

40 кв. м х 20 + 60 кв. м х 10 + 100 кв. м х 10 + 500 кв. м + 400 кв. м + 550 кв. м + 600 кв. м = 4450 кв. м.

 

С учетом определенной общей площади всех помещений, принадлежащих налогоплательщикам, определяется доля в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме.

Доля в праве общей долевой собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет:

·        для ООО «Продукты» — 500 кв. м : 4450 кв. м = 0,1124;

·        для ООО «Полярис» — 400 кв. м : 4450 кв. м = 0,0899;

·        для ООО «Стрела» — 550 кв. м : 4450 кв. м = 0,1236;

·        для собственника однокомнатной квартиры — 40 кв. м : 4450 кв. м = 0,0090;

·        для собственника двухкомнатной квартиры — 60 кв. м : 4450 кв. м = 0,0135;

·        для собственника трехкомнатной квартиры —100 кв. м : 4450 кв. м = 0,0225;

·        для гаражного кооператива — 600 кв. м : 4450 кв. м = 0,1348;

·        для владельца гаражного бокса — 20 кв. м : 4450 кв. м = 0,0045.

 

Налоговая база для исчисления земельного налога будет равняться:

·        для ООО «Продукты» — 8 000 000 руб. х 0,1124 = 899 200 руб.;

·        для ООО «Полярис» — 8 000 000 руб. х 0,0899 = 719 200 руб.;

·        для ООО «Стрела» — 8 000 000 руб. х 0,1236 = 988 800 руб.;

·        для собственника однокомнатной квартиры — 8 000 000 руб. х 0,0090 = 72 000 руб.;

·        для собственника двухкомнатной квартиры — 8 000 000 руб. х 0,0135 = 108 000 руб.;

·        для собственника трехкомнатной квартиры — 8 000 000 руб. х 0,0225 = 180 000 руб.;

·        для гаражного кооператива — 8 000 000 руб. х 0,1348 = 1 078 400 руб.;

·        для владельца гаражного бокса — 8 000 000 руб. х 0,0045 = 36 000 руб.

 

Сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет, с учетом налоговых ставок, установленных органами муниципального образования, составит:

·        для ООО «Продукты» — 899 200 руб. х 1% = 8992 руб.;

·        для ООО «Полярис» — 719 200 руб. х 1% = 7192 руб.;

·        для ООО «Стрела» — 988 800 руб. х 1% = 9888 руб.;

·        для собственника однокомнатной квартиры — 72 000 руб. х 0,1% = 72 руб.;

·        для собственника двухкомнатной квартиры — 108 000 руб. х 0,1% = 108 руб.;

·        для собственника трехкомнатной квартиры — 180 000 руб. х 0,1% = 180 руб.;

·        для гаражного кооператива — 1 078 400 руб. х 0,5% = 5392 руб.;

·        для владельца гаражного бокса — 36 000 руб. х 0,5% = 180 руб.

 

Налоговая база по «запредельным» участкам

В соответствии со ст. 389 КН РФ объектом налогообложения по земельному налогу признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. На основании ст. 390 Кодекса налоговая база для исчисления земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Согласно ст. 6 Земельного кодекса РФ земельный участок как объект земельных отношений — это часть поверхности земли, границы которой описаны и удостоверены в установленном порядке.

Как показывает практика, при установлении административных границ муниципальных образований, которые были образованы в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», не учитывалось кадастровое деление территорий. В результате возникают ситуации, когда земельные участки разделяются административными границами муниципальных образований на несколько частей. Земельный налог и за такие земельные участки необходимо уплачивать в соответствии с действующим законодательством.

Уплачивают земельный налог в бюджеты соответствующих органов местного самоуправления организации, объекты налогообложения и линии коммуникаций которых проходят через несколько муниципальных образований, например:

·        акционерные общества энергетики и электрификации, на балансе которых находятся электрические сети, — за земли, занятые под опорами указанных воздушных линий электропередачи, и земли, занятые наземными сооружениями кабельных линий электропередачи, подстанциями, переключательными, распределительными и секционирующими пунктами и другими сооружениями;

  • предприятия по транспортировке нефти и газа, нефтегазодобывающие объединения, на балансе которых находятся нефтепроводы, газопроводы, — за земли, занятые этими сооружениями и полосами отчуждения;

·        государственные эксплуатационные предприятия связи, на балансе которых находятся радиорелейные, воздушные, кабельные линии связи, — за земли, занятые этими линиями и полосами отчуждения.

При этом гл. 31 НК РФ не содержала положений, устанавливающих порядок определения налоговой базы в отношении земельных участков, расположенных на территории нескольких муниципальных образований, находящихся в пользовании указанных организаций.

Поэтому в ст. 391 НК РФ включено положение о порядке определения налоговой базы в отношении таких земельных участков.

Так, предусмотрено, что налоговая база в отношении земельного участка, находящегося на территориях нескольких муниципальных образований (на территориях муниципального образования и городов федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга), должна определяться по каждому муниципальному образованию (городам федерального значения Москве и Санкт-Петербургу). В отношении доли земельного участка, расположенного в границах соответствующего муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), налоговая база определяется как доля кадастровой стоимости всего земельного участка, пропорциональная указанной доле земельного участка.

 

ПРИМЕР 4

Земельный участок ОАО «Сатурн», занятый газопроводом,  расположен на территории трех муниципальных образований. Кадастровая стоимость земельного участка 10 000 000 руб. При этом доля земельного участка, приходящаяся на первое муниципальное образование, — 40%, на второе муниципальное образование — 50, а на третье — 10%.

 

Таким образом, налоговая база по земельному участку, занимаемому объектом недвижимости, расположенному на территории первого муниципального образования, равна:

10 000 000 руб. х 40% = 4 000 000 руб.

По земельному участку, расположенному на территории второго муниципального образования, налоговая база определяется следующим образом: 10 000 000 руб. х 50% = 5 000 000 руб.

Налоговая база по земельному участку, расположенному на территории третьего муниципального образования, равна:

10 000 000 руб. х 10% = 1 000 000 руб.

 

При этом сумма земельного налога должна определяться как произведение налоговой базы, рассчитанной для соответствующей доли земельного участка, и налоговой ставки, установленной на территории муниципального образования, где расположена данная доля земельного участка. Исчисленная в таком порядке сумма земельного налога подлежит зачислению в бюджет соответствующего муниципального образования.

 

ПРИМЕР 5

По данным, приведенным в примере 1, рассчитаем сумму земельного налога, подлежащую уплате в бюджет по итогам налогового периода.

Допустим, что представительные органы первого муниципального образования установили в отношении земельных участков, занятых газопроводом, проходящим по территории данного муниципального образования, налоговую ставку в размере 1,5%, соответственно второго муниципального образования — в размере 1,2 и третьего муниципального образования — в размере 1,3%.

 

Сумма земельного налога по земельному участку, занимаемому объектом недвижимости, расположенному на территории первого  муниципального образования, равна:

4 000 000 руб. х 1,5% = 60 000 руб.

По земельному участку, расположенному на территории второго  муниципального образования, сумма земельного налога составит:

5 000 000 руб. х 1,2% = 60 000 руб.

Сумма земельного налога по земельному участку, расположенному на территории третьего муниципального образования, равна:

1 000 000 руб. х 1,3% = 13 000 руб.

 

Применение повышающих коэффициентов

Статья 396 НК РФ содержит норму о том, что в отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими и юридическими лицами для осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление земельного налога, а также авансовых платежей производится с учетом коэффициента 2 в течение трехлетнего срока проектирования и строительства вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости. Если период проектирования и строительства превышает трехлетний срок строительства, применяется коэффициент 4 (п. 15 ст. 396 НК РФ).

В отношении земельных участков, приобретенных в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, применяется коэффициент 2 в течение периода строительства, превышающего десятилетний срок строительства (п. 16 ст. 396 НК РФ).

Однако период, с которого начинается применение указанных  коэффициентов, Кодексом не установлен.

Как известно, права собственности, постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения на земельные участки удостоверяются документами и подлежат государственной регистрации, которая осуществляется с 31.01.98 в соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее — Закон № 122-ФЗ).

Датой государственной регистрации прав является день внесения соответствующих записей о правах в Единый государственный реестр прав. Государственная регистрация прав осуществляется по месту нахождения недвижимого имущества в пределах регистрационного округа.

 

СПРАВКА

Права на недвижимое имущество, возникшие до 31.01.98, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной Законом № 122-ФЗ. Государственная регистрация прав, проведенная в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях уполномоченными государственными органами и организациями до вступления в силу Закона  № 122-ФЗ, является юридически действительной.

 

Учитывая, что права на земельные участки в обязательном порядке должны регистрироваться, изменениями, внесенными в ст. 396 Кодекса, установлено, что в отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими и юридическими лицами на условиях осуществления на них жилищного строительства, за исключением индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей) производится с учетом повышающих коэффициентов начиная с даты государственной регистрации прав на эти земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект.

Если земельные участки приобретены (предоставлены) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление налога (авансовых платежей) производится с учетом повышающего коэффициента по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на участки вплоть до государственной регистрации на построенный объект.

В соответствии со ст. 25.3 Закона № 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, если для строительства данного объекта не требуется выдача разрешения на строительство, а также для государственной регистрации права собственности гражданина на объект индивидуального жилищного строительства, создаваемый на участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, либо создаваемый на земельном участке, расположенном в границе населенного пункта и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства, являются:

·        документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;

·        правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества. При этом обязательным приложением к представляемым документам является кадастровый план земельного участка, на котором расположен создаваемый объект недвижимого имущества.

Документом, подтверждающим факт создания объекта недвижимого имущества (если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества не требуется выдача разрешения на строительство) и содержащим описание объекта недвижимого имущества, является декларация о таком объекте недвижимого имущества.

Документами, подтверждающими факт создания объекта индивидульного жилищного строительства на участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства, или факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на земельном участке, расположенном в черте поселения и предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства, и содержащими описание такого объекта индивидуального жилищного строительства, являются технический паспорт такого объекта индивидуального жилищного строительства и разрешение органа местного самоуправления на ввод такого объекта в эксплуатацию. В случае если такой объект индивидуального жилищного строительства является объектом незавершенного строительства, требуется разрешение на строительство.

До 1 января 2010 г. технический паспорт объекта индивидуального жилищного строительства является единственным документом, подтверждающим факт создания объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке.

Рассмотрим на примере применение повышающего коэффициента при исчислении земельного налога в отношении земельных участков, приобретенных в собственность на условиях осуществления на них жилищного строительства.

 

ПРИМЕР 6

Организация приобрела в собственность земельный участок для жилищного строительства. Права на земельный участок зарегистрированы 1 января текущего года. Организация получила Свидетельство о государственной регистрации прав на земельный участок. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 13 000 000 руб. Налоговая ставка установлена представительным органом муниципального образования в размере 0,3%.

 

Сумма земельного налога по земельному участку, приобретенному в собственность организацией для жилищного строительства, составит:

13 000 000 руб. х 0,3% х 2 = 78 000 руб.,

где 2 — коэффициент, применяемый в отношении земельных участков, приобретенных в собственность на условиях осуществления на них жилищного строительства в течение трехлетнего срока строительства начиная с даты государственной регистрации прав на земельные участки.

 

В том случае если органы муниципального образования установили авансовые платежи по земельному налогу, а земельный участок, приобретенный в собственность для жилищного строительства, использовался не весь отчетный период и права на него зарегистрированы не с начала года, то сумма исчисленного авансового платежа за отчетный период рассчитывается как одна четвертая от произведения налоговой базы, налоговой ставки и повышающего коэффициента, учитывающего период строительства объекта недвижимости, и коэффициента, учитывающего период владения земельным участком.

 

ПРИМЕР 7

Земельный участок приобретен в собственность организацией для жилищного строительства 10 марта текущего года, и права на данный земельный участок зарегистрированы этим же числом. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 1 400 000 руб. Налоговая ставка установлена в размере 0,3%. Организации необходимо заплатить авансовые платежи.

 

При этом сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составит:

1 400 000 руб. х 0,3% х 0,83 х 2 = 6972 руб.,

где: 0,83 — коэффициент, учитывающий период владения участком;

2 — коэффициент, учитывающий период строительства объекта.

Для исчисления суммы авансового платежа, подлежащей уплате в бюджет за I, II и III кварталы, коэффициент владения земельным участком определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых земельный участок находится в пользовании, к числу календарных месяцев в отчетном периоде:

·        за I квартал — 1 месяц : 3 месяца = 0,33;

·        за II квартал — 4 месяца : 6 месяцев = 0,67;

·        за III квартал — 7 месяцев : 9 месяцев = 0,78.

Авансовые платежи по отчетным периодам с учетом применения повышающего коэффициента, учитывающего период строительства объекта на земельном участке, и коэффициента, учитывающего период владения земельным участком, составят:

·        за I квартал — 0,25 х (1 400 000 руб. х 0,3% х 0,33 х 2) = 693 руб;

·        за II квартал — 0,25 х (1 400 000 руб. х 0,3% х 0,67 х 2) = 1407 руб.;

·        за III квартал — 0,25 х (1 400 000 руб. х 0,3% х 0,78 х 2) = 1638 руб.

Всего в течение налогового периода организация должна уплатить по установленным нормативным правовым актом представительного орга-на муниципального образования  срокам сумму авансовых платежей в размере:

693 руб. + 1407 руб. + 1638 руб. = 3738 руб.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, составит: 6972 руб. – 3738 руб. = 3234 руб.

 

В отношении земельных участков, приобретенных в собственность юридическими лицами для индивидуального жилищного строительства, применение повышающих коэффициентов Кодексом не предусмотрено.

 

ПРИМЕР 8

Земельный участок приобретен в собственность организацией для индивидуального жилищного строительства 5 февраля текущего года, и права на данный земельный участок зарегистрированы этим же числом. Кадастровая стоимость земельного участка составляет 2 400 000 рублей. Налоговая ставка установлена представительными органами муниципального образования в размере 0,2%. Организации необходимо заплатить земельный налог.

 

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, составит:

2 400 000 руб. х 0,2% х 0,92 = 4416 руб.,

где 0,92 — коэффициент, учитывающий период владения участком (11 месяцев : 12 месяцев).

 

В отношении изменений, внесенных в ст. 396 Кодекса, связанных с порядком доведения до налогоплательщиков сведений о кадастровой стоимости земельных участков, необходимо иметь в виду следующее.

Согласно действующей редакции п. 14 ст. 396 Кодекса по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом органами местного самоуправления (исполнительными органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), не позднее 1 марта этого года.

Изменение, внесенное в данную статью Кодекса, предусматривает, что определение порядка доведения до налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков осуществляется Правительством РФ. Это обусловлено тем, что органы местного самоуправления не располагают сведениями о кадастровой стоимости конкретных земельных участков. Такими сведениями обладают органы Роснедвижимости, осуществляющие проведение государственной кадастровой оценки земель, а также ФНС России, которой эти сведения представляются органами Роснедвижимости.

 

Уточнение отчетных периодов

Согласно п. 2 ст. 393 НК РФ отчетными периодами для налогоплательщиков — организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями и использующих принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности, признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

Пунктом 6 ст. 396 Кодекса предусмотрено, что налогоплательщики, в отношении которых отчетный период определен как квартал, исчисляют суммы авансовых платежей по налогу по истечении I, II и III кварталов текущего налогового периода. При этом п. 3 ст. 398 Кодекса установлено, что расчеты сумм по авансовым платежам по налогу представляются налогоплательщиками в течение налогового периода не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Поэтому внесены изменения в п. 2 ст. 393 Кодекса, согласно которым отчетными периодами признаются I, II и III кварталы календарного года. По истечении отчетных периодов (I, II и III кварталы) уплачиваются авансовые платежи.

Налогоплательщики — организации и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями и использующие принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности, исчисляют сумму авансовых платежей самостоятельно.

Фиксированная сумма авансового платежа рассчитывается в размере одной четвертой соответствующей налоговой ставки процентной доли кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. При этом исчисление суммы авансовых платежей производится по истечении I, II и III кварталов текущего налогового периода.

 

ПРИМЕР 9

ООО «Сервис-Инструмент» уплачивает в течение налогового периода по окончании отчетных периодов за земельный участок, кадастровая стоимость которого 1 600 000 руб., сумму авансовых платежей. Налоговая ставка равна 1,25%.

 

Авансовые платежи по итогам отчетных периодов составят:

·        за I квартал — 1 600 000 руб. х 1,25% х 0,25 = 5000 руб.;

·        за II квартал — 1 600 000 руб. х 1,25% х 0,25 = 5000 руб.;

·        за III квартал — 1 600 000 руб. х 1,25% х 0,25 = 5000 руб.

Всего в течение налогового периода ООО «Сервис-Инструмент» уплатит сумму авансовых платежей в размере:  5000 руб. + 5000 руб. + 5000 руб. = 15 000 руб.