У всякого народа, известно, есть свой «пунктик», или, как его еще называют, «национальный характер», «менталитет». Недаром по миру ходит немало поговорок и шуток о типичных чертах характера англичан, немцев, французов, русских… Уж точно всем известно, «что немцу здорово, то русскому…» сами знаете что. Звучит как заезженная пластинка, но актуальности не теряет. Что лишний раз подтвердили и данные ВЦИОМ об отношении россиян к иностранным работодателям.
Можно, конечно, сразу возразить, что, как показало исследование, без малого 92% россиян никогда не работали на иностранных работодателей, следовательно, и выводы об отношении к ним наших трудоспособных граждан выглядят сомнительно. Но смотрите-ка: москвичи и петербуржцы опыт работы на зарубежного «дядю» имеют приличный (16,4% трудились ранее, и 6,3% заняты в инофирмах сейчас), а среди них «прохладное» отношение к работодателям-иностранцам выражается чаще, чем в среднем (18,8% против 14%). Даже если согласиться, что в результатах опроса сквозят стереотипы и предвзятость, так ведь это тоже факторы, имеющие экономический аспект, а потому заслуживающие учета.
Итак, всего 8,4% наших сограждан сказали твердое «да» на вопрос, хотели бы они работать на предприятии, принадлежащем иностранцам. Вместе с теми, кто ответил «скорее да», доля сторонников работы в инофирмах составляет 43,1%. Чаще, чем в среднем, такое желание изъявляет молодежь (особенно студенты) в крупных городах. Интересно, что в Москве и Санкт-Петербурге молодые люди менее рьяно «стремятся» в зарубежные компании. Впрочем, это вполне объяснимо: в столицах намного больше возможностей прилично устроиться и на российском предприятии.
Среди ответивших на данный вопрос большая доля принадлежит сказавшим «скорее нет» — 42,2%. Обратим внимание, что и группа категоричных граждан — 11,7% ответили «безусловно, нет» — заметно больше твердых приверженцев работы на иностранцев. Таким образом, почти 54% россиян не хотели бы работать в инофирме. Однако доля «отказников» резко возрастает при ответе на вопрос, в котором оговариваются равные условия на российском и иностранном предприятии, — 69%, и лишь 21,1% сохраняют «верность» зарубежным работодателям.
Понятно, что полученные в ходе опроса результаты полезно учитывать не только иностранным компаниям, стремящимся обустроиться в России, но и отечественным работодателям, если уж всеми признается, что дефицит трудовых ресурсов у нас нарастает, а квалифицированных работников в особенности. И в этом плане вряд ли стоит так уж вдохновляться обнаруженным в исследовании «патриотизмом» наших граждан.
Дело в том, что в числе «патриотов» больше людей старше 45 лет, работающих в бюджетной сфере, и с «плохим» и «очень плохим» материальным положением. В противоположной группе, наоборот, молодежь, люди с высшим образованием, а также «средним» и «хорошим» материальным достатком. О том, что расслабляться российским работодателям не стоит, красноречиво говорит такой факт: среди молодых людей в этой группе 41,2% — студенты! Напомним, что это данные при «равных условиях работы», а без них — 43,1%...
Так что нелишне и нашим руководителям предприятий заглянуть в представленные таблички, чтобы еще раз убедиться и в том, «что немцу здорово», и в том, чем русскому у «немца» тоже хорошо, — может, в работе пригодится. К примеру, среди недостатков работы в инофирме симпатично смотрится третья строчка про «недружный коллектив», а среди преимуществ — высокая позиция у «соблюдения норм ТК». Стоит, пожалуй, обратить внимание и на места среди «недостатков» и «преимуществ» такой сугубо «немецкой» черты, как «четкая регламентация труда, регламентация функций».
И вообще приятно, что «система оплаты труда по результатам» оказалась самым малым для нас недостатком. Нет, если присмотреться к результатам исследования, все-таки возникает ощущение, что в заезженной «песне» о русском работнике появляются новые «немецкие» нотки…