Любые автоматизированные системы создаются и внедряются в помощь людям — сотрудникам предприятия. Это означает, что они должны быть удобными, понятными и полезными, то есть качественными.
Понятие качества программного обеспечения (ПО) объединяет две его характеристики: соответствие требованиям и пригодность к использованию по назначению.
Требования к ПО содержат множество позиций, однако с точки зрения пользователя — заказчика информационной системы — наиболее значимой из них является эргономичный интерфейс. Он включает элементы и компоненты программы, которые способны оказывать влияние на взаимодействие пользователя с системой.
Эргономичность пользовательского интерфейса основана на соблюдении ряда принципов:
-
естественность (интуитивная понятность) — работа с системой не должна вызывать сложностей в поиске средств решения задач;
-
непротиворечивость — использование унифицированных средств выполнения одинаковых функций в различных частях системы;
-
неизбыточность — минимизация ручного ввода данных для работы системы;
-
непосредственный доступ к справочной информации — в процессе работы важно, чтобы система обеспечивала пользователя необходимыми инструкциями;
-
гибкость — возможность адаптации интерфейса к различным уровням подготовки пользователей.
Выбор предприятий в пользу той или иной системы во многом зависит от следования компании-производителя этим принципам при разработке ПО. Так, ОАО «ЛУКОЙЛ» работает над проектом внедрения интегрированной системы управления на базе ERP-системы SAP. Одним из важнейших критериев при ее выборе стал пользовательский качественный интерфейс программных решений немецкой компании. Он позволяет сотрудникам предприятий нефтяного холдинга быстро и эффективно решать ежедневные бизнес-задачи.
Требования модели качества согласно стандарту ISO 9001 к организации процесса разработки программного обеспечения изложены в руководстве ISO 9000-3, а основным стандартом качества ПО служит ISO/IEC 9126.
Пригодность ИТ-системы к использованию по назначению характеризуется способностью удовлетворять потребности пользователя в эффективном решении поставленных задач. При этом компания-разработчик при оформлении договора о внедрении системы на предприятии заказчика должна четко обозначить сферу применения своего продукта и способы достижения максимально полезного эффекта от его использования.
В свою очередь, качественная ИТ-система способна решать максимально полный спектр назначенных задач и удовлетворить потребности самого взыскательного пользователя. В этом случае эргономичность интерфейса также играет важную роль, поскольку даже самые совершенные механизмы, будучи скрытыми малопонятной неудобной оболочкой, вряд ли окажутся полезными для оптимизации бизнес-процессов.
Таким образом, фигура пользователя ПО — сотрудника компании, непосредственно взаимодействующего с системой на своем рабочем месте, определяет направление совершенствования эргономичности ИТ-систем организации, стимулируемой предприятиями-заказчиками. Они необходимы для разработчиков, стремящихся укрепить положение на рынке.
Забота о комфорте каждого пользователя во время работы с системой лежит в основе концепции непрерывного улучшения ее качества и служит залогом высокой ИТ-культуры бизнеса и общества в целом.