Похоже, в коридорах власти наконец-то поняли, что концепции, стратегии, программы, проекты и планы — не одно и то же. И больше не будет виз вроде такой: «Принять план Концепции по стратегии развития…». В недрах властных структур зреет продукт, призванный систематизировать хаотичное броуновское движение при разработке региональных планов.
«ЭЖ» последовательно пишет о неразберихе в чиновничьей среде и перманентном перемирии между разными ведомствами, равно как и о дублировании федеральных целевых программ (ФЦП) и других разработок. Например, ФЦП «Жилище» и приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилище — гражданам России».
Вызывает недоумение и порядок разработки и принятия программ. На скрупулезно подсчитываемые бюджетные средства региональные власти, не скупясь, нанимают столичные и околостоличные (не в географическом плане, а по близости к федеральным органам государственной власти) учреждения разной формы собственности для создания нужных проектов. Защита труда проходит в Минрегионразвития России, но редкий документ удостаивается потом чести быть представленным на заседании Правительства.
Но даже если такое случается, то Кабинет министров ограничивается протокольным решением, которое можно выполнять, а можно и отложить на неопределенный срок. Как в Москве, так и далеко от нее.
«Зреющий» в тиши кабинетов проект постановления Правительства РФ «О составе, порядке разработки и согласования с органами государственной власти Российской Федерации комплексных программ социально-экономического развития субъектов Российской Федерации» классифицирует наконец проектно-программные разработки на:
— стратегии (документы, содержащие стратегические приоритеты и направления социально-экономического развития субъекта РФ на долгосрочную перспективу);
— схемы территориального планирования субъекта РФ;
— программы экономического и социального развития субъекта РФ.
А все три компонента вместе — это Комплексная программа социально-экономического развития субъекта РФ на 15—25 лет. По действующему законодательству о государственных и муниципальных заказах затраты опять ложатся на региональный бюджет, наполняемый юридическими и физическими налогоплательщиками.
Вводятся регистрация и учет: комплексных программ — в Минэкономразвития, стратегий — в Минрегионразвития, схем — возможно, в Росстрое или Минрегионе.
В проекте «стратегического» документа отсутствует роль Правительства. Видно, и оно будет регистрировать и учитывать новые программы и проекты. Тогда ради чего сыр-бор затевать с разработкой новых региональных программ развития?
Выходит, напрасно субъекты Федерации готовили концепции стратегий и впустую защищали их в Москве. Этой процедуре подверглись более 60 разработок регионального развития.
Может, это косвенное признание никчемности представленных работ? Или оценка деятельности Минрегионразвития? Но проект правительственного постановления подготовлен этим самым ведомством и одобрен Минфином и МЭРТ. Правительственное решение еще в проекте, а Минрегионразвития уже приступило к рассмотрению схем территориального планирования. Первыми отчитались Республика Карелия и Рязанская область, на очереди до конца лета еще 11 субъектов.
Недешево обходятся казне такие бюрократические игры. Если за точку отсчета взять 50 млн руб., которые потребуются на разработку одного проекта дальневосточной программы, и поделить на число субъектов в ДФО плюс три добавленных в нее субъекта из СФО, то получается немногим меньше 5 млн руб. на регион.
Но это лишь видимая часть айсберга. К примеру, Москва на разработку столичной Стратегии развития на период до
Хотя по большому счету денег не жалко. Что такое 50 млн в сравнении с бюджетной ценой той же дальневосточной программы в 427 млрд руб.? Чуть более 0,01%. Можно потратиться один раз (но не много раз на одно и то же!), лишь бы после очередного витка рассмотрений и согласований программные документы стали действительно работающим инструментом регионального развития и не пополняли федеральные реестры то там, то сям.