С 1 октября 2007 года Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ) будет действовать в новой редакции, предусмотренной Федеральным законом от 24.07.2007 № 218-ФЗ (далее — Закон № 218-ФЗ).
Закон № 218-ФЗ изменил целый ряд положений, касающихся формирования комиссий по размещению госзаказа, изменения цены контракта, контрольных полномочий антимонопольных органов, а также административной ответственности за нарушение Закона № 94-ФЗ.
Задолжал бюджету — останешься без контракта
Поправками введено новое основание, по которому заказчик обязан отказаться от заключения контракта с победителем торгов. Контракт не будет подписан с участником размещения заказа, если у него обнаружилась задолженность по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты за прошедший календарный год, размер которой превышает 25% балансовой стоимости его активов. Исключение составляют случаи, когда он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством РФ.
При отказе от заключения контракта с победителем торгов (а также когда он сам уклоняется от подписания контракта) комиссия не позднее чем на следующий день должна будет составить протокол, содержащий сведения о фактах, являющихся основанием для отказа от заключения контракта, а также реквизиты документов, подтверждающих такие факты.
Этот протокол в течение 2 рабочих дней со дня подписания передается лицу, с которым заказчик отказывается заключить контракт, а его текст размещается заказчиком на официальном сайте.
Когда цену можно изменить
Закон № 218-ФЗ вводит новые правила корректировки цены уже заключенного контракта. Теперь субъектам естественных монополий Закон № 218-ФЗ разрешил изменять цену контракта. Это может произойти, если государственный орган, регулирующий цены (тарифы) в области газоснабжения или жилищно-коммунального хозяйства, изменил соответствующие цены (тарифы). В таком случае цена контракта меняется автоматически.
Однако, когда контракт заключен на выполнение работ по техническому обслуживанию или ремонту техники, оказание услуг связи или юридических услуг, подобные изменения теперь невозможны.
Если в документации о торгах компания, с которой заключен контракт, указала цену запчастей к технике либо цену единицы услуги, то они считаются твердыми и не могут изменяться в ходе исполнения данного контракта. Оплата выполнения таких работ и услуг осуществляется по цене единицы услуги (работы) исходя из объема фактически оказанных услуг (работ) или по цене общего количества запчастей. Причем размер такой оплаты не должен превышать начальной (максимальной) цены контракта.
За госзаказами — глаз да глаз
Изменились полномочия Федеральной антимонопольной службы, а также муниципальных органов по контролю за соблюдением законодательства о размещении госзаказов.
После вступления в силу поправок эти органы будут направлять госзаказчикам только обязательные для исполнения предписания (сейчас наряду с предписаниями органы ФАС России направляют и предложения об устранении нарушений, с которыми заказчик вправе не согласиться).
ФАС России получила и новые полномочия. Теперь она вправе обращаться с запросами в специализированные организации, занимающиеся проведением торгов, а также в федеральные, региональные и местные органы, государственные внебюджетные фонды, бюджетные учреждения. Те, в свою очередь, обязаны представлять в органы ФАС запрошенные документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию о размещении заказов (в том числе составляющую государственную, коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну).
Разумеется, на работников ФАС возложена обязанность сохранять подобную конфиденциальную информацию в тайне, а лицам, которые пострадают от разглашения секретных сведений, гарантируется возмещение ущерба за счет казны.
Кроме этого, соблюдение законности конкурсными, аукционными или котировочными комиссиями должны обеспечить профессионалы, имеющие подготовку в данной сфере. Нынешняя редакция Закона № 94-ФЗ не предусматривает особых требований к членам комиссии, которая создается для размещения заказа. В соответствии с поправками в ее состав должно входить не менее одного специалиста, имеющего документ о профессиональной переподготовке или повышении квалификации в сфере размещения заказов. Если же проводится открытый конкурс на право заключить контракт на создание произведения литературы или искусства, в состав конкурсной комиссии должны включаться лица творческих профессий в количестве не менее 50% от общего числа членов комиссии.
Ответственность чиновников усилена
Одновременно Закон № 218-ФЗ ужесточил ответственность должностных лиц за нарушение правил размещения госзаказа. Поправки затронули практически все статьи КоАП РФ, касающиеся нарушения Закона № 94-ФЗ.
Так, несоблюдение требований законодательства о способе размещения госзаказа (к примеру, если при отсутствии законных оснований заказ размещается у единственного поставщика) теперь грозит чиновникам штрафом на сумму 30 тыс. руб. (раньше размер штрафа варьировался в пределах от 10 тыс. до 20 тыс. руб.). А если, вместо того чтобы провести конкурс или аукцион, заказчик ограничится запросом котировок, такое нарушение обойдется виновному в сумму 50 тыс. руб.
В КоАП РФ появились и новые составы правонарушений: неопубликование информации о размещении заказов, установление должностным лицом не предусмотренных законодательством о размещении заказов критериев оценки заявок на участие в конкурсе, отклонение членом комиссии котировочной заявки по основаниям, не предусмотренным законодательством, непредставление или представление в ФАС России заведомо недостоверных сведений о размещении госзаказов и другие.