В стандартах введено структурное деление на три уровня развития необходимых для профессии знаний, умений и навыков специалистов.
Оперативный уровень предполагает, что специалист осуществляет деятельность, направленную на решение задач обеспечения и реализации процедур в рамках отдельных кадровых процессов. По преимущественным задачам деятельности выделены две специализации: специалист по кадровому делопроизводству и специалист по управлению персоналом.
Тактический уровень предназначен для специалистов, управляющих отдельными элементами и процессами системы кадрового менеджмента с учетом условий, задаваемых внешней средой и кадровой стратегией компании.
Стратегического уровня достоин специалист, формирующий систему управления персоналом, соответствующую целям и задачам развития компании, инициирующий изменения по ее совершенствованию, осуществляющий контроль ее функционирования.
Каждый уровень развития специалистов в области кадрового менеджмента, включая специализации, содержит два блока знаний, умений и навыков: общие профессиональные и специальные.
Общие разложены по полочкам:
· мышление;
· коммуникации;
· самоорганизация и саморазвитие;
· сотрудничество;
· работа с информацией;
· профессиональная этика.
Для тактического и стратегического уровней имеется еще «управление».
Специальные знания, умения и навыки тоже распределяются соответствующим образом:
· организационное развитие;
· законодательство;
· кадровое делопроизводство и кадровый учет;
· внутренние коммуникации;
· подбор и адаптация персонала;
· обучение и развитие персонала;
· оценка персонала;
· мотивация и стимулирование персонала;
· организация и оплата труда.
Содержание этих «полочек» от уровня к уровню расширяется и углубляется.
Так, на тактическом уровне в блоке общих профессиональных знаний, умений и навыков мышление — это:
· способность разрабатывать алгоритмы реализации поставленных задач;
· умение мыслить системно и целостно;
· умение выбирать направление деятельности исходя из уровня компетентности и задач компании, видеть задачу целиком, систематизировать информацию для достижения поставленной цели, ориентированность на результат;
· способность систематизировать задачи и подходы.
Стратегический уровень предполагает, что мышление — это:
· умение встраивать кадровые политики и программы в систему менеджмента компании;
· способность видеть направления развития бизнеса, прогнозировать и анализировать тенденции рынка;
· умение мыслить системно и целостно;
· креативное мышление; умение выбирать направление деятельности исходя из уровня компетентности и задач компании, видеть задачу целиком, систематизировать информацию для достижения поставленной цели; ориентированность на результат;
· способность систематизировать и стандартизировать задачи и подходы.
За принятие стандартов профессиональной деятельности в области кадрового менеджмента проголосовали 3119 членов НСК, и только 8 – против.