Редакция проводит социологический опрос среди руководителей предприятий малого и среднего бизнеса (см. «ЭЖ» № 28, стр. 5) с целью установить, каким образом складываются отношения данных компаний с отечественной банковской системой. В частности, «ЭЖ» более всего интересует мотивация руководства предприятий к выбору того или иного банка. Первая часть опроса проведена в Санкт-Петербурге в рамках недавно прошедшей 12-й Северо-Западной банковской конференции.
Полученные результаты опроса несколько расстроили. Дело в том, что во время работы конференции все «прогрессивное» банковское сообщество Северо-Запада провожало в последний путь известный в регионе Санкт-Петербургский банк реконструкции и развития (СПБРР), который, помимо всего прочего, довольно активно работал с малым бизнесом Северной столицы. И значительная часть питерских респондентов в той или иной степени оказалась связана с бизнесом этого банка. Они-то и подкорректировали нам рабочую гипотезу соцопроса о том, что главные побудительные мотивы в выборе банка — это качество, скорость и стоимость обслуживания.
Напомним, что еще 2 мая
Также, по версии Центробанка, этот банк проводил рискованную кредитную политику, не соблюдал обязательные нормативы, установленные ЦБ, нарушал сроки уведомления Росфинмониторинга об операциях, подлежащих обязательному контролю.
Руководство и владельцы банка не приняли результативных мер по восстановлению его деятельности, говорилось в сообщении регулятора. В соответствии с приказом ЦБ в СПБРР определена временная администрация, а в середине июля
Руководствуясь действующими законами, банк должен будет погашать задолженность в три этапа. Однако реальная возможность вернуть свои деньги есть пока только у физических лиц — вкладчиков СПБРР. Ведь он — участник системы страхования банковских вкладов, а отзыв лицензии на осуществление банковских операций является страховым случаем, предусмотренным Федеральным законом № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации».
Задолженность по зарплатам сотрудников ликвидировать будет уже сложнее. А вот шансы на получение денег представителями третьей очереди кредиторов СПБРР — юридическими лицами, сегодня фактически равны нулю. Об этом «ЭЖ» поведал один из бывших клиентов банка, руководитель небольшой ИT-компании. Успокаивает его только то, что «зависшая» сумма была незначительной.
К сожалению, для многих держателей счетов банка — предприятий малого бизнеса это довольно слабое утешение, ведь истинные масштабы бедствия для юрлиц — клиентов СПБРР сложно представить. Так, на начало
В Агентстве по страхованию вкладов сообщили, что работа конкурсного управляющего по выявлению активов может занять 1—1,5 года. Судя по всему, выявить их будет крайне затруднительно. Кстати, банк не является собственником занимаемых помещений и они не могут быть включены в конкурсную массу. Других весомых активов у СПБРР пока что не обнаружено.
Любопытно, что один из клиентов банка на вопрос «По какому признаку вы будете в дальнейшем выбирать кредитное учреждение, обслуживающее счета вашей фирмы?» ответил просто: «Нужно выбирать банки, связанные с семейным бизнесом главы городской исполнительной власти, — 100%-ная гарантия от возможного банкротства!».
Более подробные результаты нашего соцопроса мы планируем опубликовать в одном из ближайших номеров «ЭЖ».