Как-то буднично получил «прописку» новый Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в России», который вступит в силу с 2008 года. Ни среднего, ни даже малого ажиотажа по этому поводу в предпринимательской среде не наблюдается. Это потому, считают некоторые пессимистичные наблюдатели, что один из важнейших для бизнеса законов — не более чем пустышка.
Посмотрим, что нового привносит этот Закон. Уже по названию ясно, что развивать государство собирается теперь не только малый, но и средний бизнес. Судя по тому, что среди малых выделены микропредприятия, им тоже будет оказана поддержка государства. Чтобы вписаться в одну из этих категорий, надо соблюсти три ключевых условия: по уставному капиталу, по предельной численности работников за предыдущий календарный год и по выручке от реализации товаров, работ, услуг без учета НДС или балансовой стоимости активов.
Что касается капитала, то требование здесь прежнее: не больше 25% участия в нем «посторонних» (государства, нерезидентов, всякого рода общественных организаций и фондов, юрлиц, не относящихся к малому и среднему бизнесу). По числу же работников изменения есть: для средних предприятий их численность определена от 101 до 250 человек включительно, для малых — до 100 человек и до 15 — для микропредприятий.
В этом месте напрашивается одно отступление. Исходя из новых критериев численности работников может возникнуть впечатление, что доступ малых предприятий к государственному вспоможению стал либеральнее. В самом деле, где это «крохоборство» — 100 человек в промышленности, 60 — в сельском хозяйстве, 30 — в розничной торговле и пр., — которое было прописано в прошлом Законе о малом бизнесе?! Однако либеральность эта представляется довольно призрачной.
Куда более сильным козырем может оказаться третье условие — по выручке или стоимости активов. В Законе сказано лишь, что их предельные значения устанавливает Правительство для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства. Между тем Закон оставляет стойкое впечатление, что раздавать всем сестрам по серьгам власть не намерена.
Дело даже не в том, что в нем четко перечислены субъекты малого и среднего предпринимательства, поддержка которых запрещена или ограничена. Суть в том, что при обращении за поддержкой мало документально подтвердить соответствие трем вышеназванным условиям, надо еще отвечать и условиям, заложенным в федеральные, региональные и муниципальные программы развития малого и среднего бизнеса. Трудно представить, что приоритеты этих программ останутся в стороне от провозглашенных в государстве (нац- проекты, инновации, технологии…). В общем, для нынешнего «торгово-услужливого» большинства в малом бизнесе на новом поле поддержки наблюдается лишь маленький пятачок. Поэтому со стороны данного сектора предпринимательства Закон действительно может выглядеть «чужим».
Посмотрим теперь с другой стороны: «чужим» для власти он явно не выглядит. Наоборот, здесь просматривается мощная вертикаль поддержки бизнеса.
Особенно впечатляет одна из новаций Закона — статья 8 «Реестры субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей поддержки». Вести их будут обязаны на всех уровнях оказания поддержки. А в этих документах все раскладывается по полочкам: кто, кому, сколько, в каком виде, когда и на какой срок, на те ли цели поддержка использована… Форма реестров, видимо, будет единой, поскольку требования к ним и порядок ведения устанавливает Правительство. Даже по окончании поддержки сведения о ее получателе хранятся в реестре в течение трех лет. Словом, если проштрафился, три года поддержки не видать.
Новинка и статья 5, вводящая сплошные и выборочные статистические наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства.
Особенно здесь важны сплошные наблюдения (раз в пять лет), поскольку на их основе Правительство (тоже раз в пятилетку) будет устанавливать те самые предельные значения выручки от реализации и стоимости активов. Таких наблюдений Росстат еще не проводил, лишь на днях его глава Владимир Соколин сообщил, что Всероссийская перепись, которая охватит и малый бизнес, может пройти в 2009 году. Вероятно, поэтому вступление в силу соответствующих положений Закона о сплошных наблюдениях и использование их Правительством отнесены на 1 января 2010 года.
Значит, пока эти предельные уровни установят на более «хлипкой» информационной базе. Но в самом конце Закона есть предупреждение, что после его вступления в силу предприятия, не отвечающие новым условиям отнесения к субъектам малого бизнеса, еще полгода сохранят право на ранее оказанную поддержку. Дальше для многих, видно, «лавочка» закроется.