Велик соблазн у региональных глав превратить реформу местного самоуправления в выстраивание очередной вертикали власти. И это вместо того, чтобы способствовать формированию и становлению власти, которая действительно публичная, самая близкая к людям и самая доступная для населения.
Практика реализации муниципальной реформы каждый день изобилует свидетельствами неадекватной оценки ситуации и соответственно нежелательного развития событий. Очень часто не обеспечивается финансовое благополучие муниципальных образований. Не всегда справедливо строятся межбюджетные отношения. Разграничение полномочий между органами власти и муниципалитетами не подкрепляется финансовым обеспечением.
И зачастую государственная власть и местное самоуправление становятся на диаметрально противоположные позиции. При этом одна из сторон заведомо зависима от другой, хотя обе призваны быть партнерами.
Тем не менее пора говорить о развитии местного самоуправления в России, а не о его реформе, сказал директор Департамента федеративных отношений, государственного управления и местного самоуправления Министерства регионального развития РФ Сергей Мирошников.
За последние три года сделано чрезвычайно много. К примеру, было 11 тысяч муниципальных образований (МО) и все без выборных органов. Теперь в стране более 24 тысяч МО и во всех свой представительный орган. Часть депутатов работает на освобожденной основе. Часть глав администраций избрана населением, часть – наемные работники. Всего в стране сейчас более 225 тысяч муниципальных служащих. Для них в 90 городах страны при поддержке Министерства регионального развития открыты филиалы Академии народного хозяйства. Они имеют уникальные учебные программы по подготовке и переподготовке глав муниципальных образований, муниципальных финансистов и юристов. Есть отдельная программа для специалистов по размещению муниципального заказа.
Практическая конференция «ЭЖ» – тоже учеба, отметил С. Мирошников. Она дает возможность пополнить знания, общаясь и с лекторами, и с коллегами. Такие встречи всегда дают дополнительный толчок к действиям. Кроме того, все замечания и предложения участников конференции будут направлены в Минрегион и обязательно будут учтены в практической работе.
В помощи сейчас, например, нуждаются прежде всего села, потому что у них нет реальных полномочий, нет реальных финансов, нет реальной власти. А без власти малые населенные пункты обречены на угасание. Но людей нельзя вычеркивать – власть на местах нужна. Пусть на мизерное число населения, пусть с меньшими полномочиями, но власть должна быть. На Сахалине, к примеру, малонаселенные поселения присоединили к городским округам. Всюду надо поступать сообразно реальной обстановке, и тогда все получится. И реформа не забуксует, и власть останется, и народ будет доволен ею.
Сегодня только 7% поселений имеют самодостаточный бюджет. Значит, местные власти все еще не используют разные механизмы пополнения собственной казны. В том числе такие инструменты, как администрирование налогов и эффективное управление имуществом.
Экономическую основу местного самоуправления составляют:
а) находящееся в муниципальной собственности имущество;
б) средства местных бюджетов;
в) имущественное право муниципальных образований самостоятельного владения, пользования и распоряжения собственностью.
Но надо все учесть и правильно оценить. Раньше инвентаризацию имущества в поселениях не проводили, потому что не было власти. Теперь она есть, и надо, чтобы самая доступная для населения власть окрепла и стала в самом деле нужной людям, обществу, государству.
По мнению С. Мирошникова, сохраняется соблазн еще продлить переходный период, как это случилось год назад. Но делать этого нельзя, потому что приобретается навык держаться на плаву с помощью спасательного круга. Плавать самостоятельно никто так не научится. Наметили 1 января
А пока 62% доходов муниципальных бюджетов приходится на межбюджетные трансферты. Происходит это, по мнению заместителя директора Департамента межбюджетных отношений Министерства финансов РФ Олега Бежаева, из-за того, что власти в регионах не создают для местных органов власти стимулы для самостоятельной и продуктивной работы.
Одной из мер пополнения местного бюджета является администрирование муниципалитетами местных налогов. К примеру, если поселениям полностью отдать отчисления только от НДФЛ, то совокупный бюджет таких муниципальных образований в стране может превысить 1 трлн руб. вместо нынешних 100 млрд руб. Еще одним источником дополнительных доходов являются дифференцированные отчисления от налогов.
О практике замещения части налогов на нормативы отчислений от них в Ставропольском крае «ЭЖ» писала в № 19 и 21, 2007г. Действие механизма «трансфертозамещения» направлено на финансовое укрепление муниципалитетов и рост заинтересованности органов местного самоуправления как в наращивании собственной налоговой базы, так и в повышении собираемости налогов.
В продолжение разговора, начатого на конференции, готовятся новые статьи для «Муниципального форума». В их числе — о резервах, которые могут быть использованы при разумном распоряжении государственным и муниципальным имуществом.
Следует отметить, что вместе с благодарностью за организацию практической конференции ее участники оставили немало пожеланий и вопросов. В частности, просят ответить и на такие:
Как добиться бюджетной обеспеченности муниципального образования?
Что делать, чтобы эффективно управлять государственным и муниципальным имуществом?
Где искать ресурсы пополнения налоговой базы?
Какие есть резервы для укрепления экономической основы муниципального образования?
Значит, дискуссия на «Муниципальном форуме» не заканчивается. Будет продолжен и обмен опытом. В очередных номерах газеты мы намерены рассказать о разных аспектах муниципальной реформы в Вологодской, Иркутской, Самарской и Тюменской областях, в республиках Карелия и Северная Осетия – Алания.
Резервы роста поступления в местные бюджеты налоговых и неналоговых доходов
1. Хозяйственное развитие территории МО.
2. Сокращение льгот по налогам, прежде всего на федеральном уровне.
3. Совершенствование механизма зачисления НДФЛ по месту жительства гражданина.
4. Повышение качества администрирования местных налогов и неналоговых доходов.
5. Способность муниципальных менеджеров эффективно распоряжаться земельными ресурсами и собственностью МО.