В России всего 2% населения — предприниматели (в США — вчетверо больше), причем в последние годы их численность практически не растет.
Особенно тревожная ситуация сложилась в инновационной сфере. Известно, что в свое время чуть ли не половина японской высокотехнологичной промышленности поднялась на публикациях советского журнала «Изобретатель и рационализатор», где печаталась информация о многочисленнейших изобретениях миллионов наших кулибиных.
Казалось бы, теперь пришло их время, но, увы, сегодня в среднем за год в России регистрируется лишь около 20 тыс. патентов, а в США и Японии — по 200 тыс. На долю компаний «новой экономики» у нас приходится всего около 5% ВВП (на Западе — от 40 до 60%), а на долю инновационной продукции в общероссийском промышленном «вале» — еще меньше — 3,5%.
Наши программисты высоко ценятся во всем мире, но на мировом IT-рынке российская доля составляет лишь 7 млрд долл., тогда как доля США — 500 млрд долл. И так везде.
Нынешний курс власти на создание во всех отраслях госхолдингов-гигантов положения не поправит: мировая практика свидетельствует, что в научно-технической сфере не крупные корпорации (независимо от форм собственности), а именно малые предприятия регистрируют львиную долю патентов и авторских прав на интеллектуальную собственность. Но у нас таких фирм кот наплакал.
И ведь не скажешь, что россияне стали глупее или малообразованнее. Напротив, ежегодный совокупный выпуск всех отечественных вузов нынче достиг почти миллиона человек против 400 тыс. в
Причем свыше полумиллиона сегодняшних выпускников получают «экономико-технические» (то есть наиболее нужные для экономики) дипломы. И половина из них… не могут найти работу по специальности. А из ушедших в науку ежегодный отток за рубеж превышает 10%. Между тем страну покидают лучшие и очень неплохо там устраиваются.
А в отечественный бизнес они не идут. И президент «ОПОРы России» Сергей Борисов, опираясь на опросы школьников-старшеклассников, утверждает, что из года в год все меньше детей хотят становиться предпринимателями, создавать собственный бизнес. Зато многие теперь хотят стать чиновниками или работать в силовых структурах. Это гораздо менее хлопотно и более выгодно.
Опросы и экспертные заключения на этот счет показывают, что для входа в предпринимательскую среду сейчас нужны не столько желание и способности, сколько личные знакомства или родственные связи с высокопоставленными чиновниками, то есть протекция. Ее изначально имеют дети чиновников и крупных бизнесменов, но общее количество их не покрывает потребностей экономики, а о качестве зачастую лучше и не говорить.
В большинстве развитых стран мира признанным способом повышения предпринимательской активности населения стало повсеместное создание бизнес-инкубаторов. Самым наглядным тому примером еще в прошлом веке стала знаменитая Силиконовая долина в США.
Но в маленьком Израиле (около 6 млн жителей) ныне действует около 30 технологических инкубаторов, и за последние 10—15 лет эта страна сменила модель преимущественно сельскохозяйственной экономики на высокотехнологичную, добившись выдающихся успехов в таких отраслях, как электросвязь, электроника, программное обеспечение, биомедицина и биоагрокультура. Первый бизнес-инкубатор был создан там частным бизнесом, и абсолютно на альтруистических началах. Только потом к этому подключилось государство.
В России сегодня тоже повсеместно создаются инкубаторы и технопарки, но руководят ими, как правило, все те же чиновники. Результат нетрудно предсказать. Но он может быть абсолютно иным, если за создание инкубаторов возьмется — практически на «общественных началах», как это было в Израиле, — сам бизнес, кстати, именно крупный, которому легче и протежировать этот процесс, и «крышевать» выращиваемые в собственных инкубаторах новые фирмы и производства.
Возможно ли это, способны ли российские магнаты на подобный альтруизм? Кто знает… Но перестроил же Чукотку на современный лад ее губернатор — мультимиллиардер Роман Абрамович...
Правда, неизвестно, как отнесется к этому чиновничья рать России. Ведь еще в XVI веке английский посол при царе Федоре Иоанновиче сказал: «Московиты обладают хорошими умственными способностями, но не имеют средств, какие есть у других народов, для развития дарований, так как это невыгодно властям, ибо образованный народ вряд ли бы стал переносить тиранический образ правления».