У организации, приобретающей те или иные товары и материалы, из подтверждающих документов нередко имеются только счета-фактуры. А накладные на передачу имущества поставщик не представляет. При исчислении налога на прибыль перед ней возникает вопрос: как учитывать стоимость таких товаров и материалов в расходах?
Отвечая на этот вопрос, Минфин РФ в Письме от 25.06.2007 № 03-03-06/1/392 ссылается на п. 1 ст. 9 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», который требует, чтобы все хозяйственные операции, проводимые организацией, оформлялись оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ.
Функции по разработке и утверждению альбомов унифицированных форм первичной учетной документации и их электронных версий Постановлением Правительства РФ от 08.07.97 № 835 «О первичных учетных документах» были возложены на Государственный комитет РФ по статистике.
Так, Постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132 утверждены Унифицированные формы первичной учетной документации по учету торговых операций. Одной из таких форм является товарная накладная (форма № ТОРГ-12), которая применяется для оформления продажи (отпуска) товарно-материальных ценностей сторонней организации и вместе с тем является первичным учетным документом, подтверждающим осуществление затрат.
Минфин РФ решил, что расходы на закупку товаров и материалов не могут быть учтены в составе расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, только на основании счета-фактуры.
Такую же точку зрения высказывают и арбитражные суды.
Так, ФАС Волго-Вятского округа в Постановлении от 13.06.2007 № А11-6119/2006-К2-24/489 решил, что счета-фактуры составляются на основе уже имеющихся первичных документов и должны отражать конкретные факты хозяйственной деятельности, подтверждаемые такими документами. Требования к порядку составления счетов-фактур относятся не только к полноте заполнения всех реквизитов, но и к достоверности содержащихся в них сведений.
ФАС Московского округа в Постановлении от 07.05.2007 № КА-А40/3673-07 решил, что отсутствие первичных документов не дает права организации при наличии счета-фактуры возмещать и НДС.
Судьи решили, что на налогоплательщике — покупателе товаров (работ, услуг) лежит обязанность подтверждать правомерность и обоснованность налоговых вычетов по НДС первичной документацией, поскольку именно он выступает субъектом, применяющим при исчислении итоговой суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, вычет сумм налога, начисленных поставщиками.