Организация арендует муниципальное имущество. В марте
Нужно ли корректировать декларации по НДС за январь и февраль в части начисления НДС по муниципальному имуществу и платить пени? Или можно НДС с суммы доплаты отразить в декларации за март? НДС за январь и февраль в старой сумме начислен и уплачен по сроку. Сумма предполагаемого изменения не была известна.
И. Н. Галкина, ООО «Паскер ЛТД»
В пункте 3 ст. 24 НК РФ сказано, что налоговый агент обязан правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную сис-
тему Российской Федерации.
Пункт 3 ст. 161 НК РФ предусматривает, что при предоставлении на территории Российской Федерации органами местного самоуправления в аренду муниципального имущества налоговая база по НДС определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом отдельно по каждому арендованному объекту имущества. В этом случае налоговыми агентами признаются арендаторы указанного имущества. Указанные лица обязаны исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
По нашему мнению, приведенные нормы свидетельствуют о том, что обязанности налогового агента по исчислению, удержанию из доходов арендодателя и уплате в бюджет сумм НДС, во-первых, возникают в связи с фактическим перечислением арендатором арендной платы и, во-вторых, должны исполняться в одном налоговом периоде.
То есть обязанности налогового агента у вашей организации возникают только в момент перечисления арендной платы. Если в налоговом периоде фактические платежи по аренде не производятся, то соответствующих обязанностей налогового агента у арендатора не возникает.
Поскольку услуги по аренде муниципального имущества оплачены в марте
Несколько слов необходимо сказать об ответственности налогового агента.
В статье 109 НК РФ приведен перечень обстоятельств, при наличии хотя бы одного из которых исключается привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения. Пункт 2 указанной статьи к таким обстоятельствам относит отсутствие вины лица в совершении налогового правонарушения.
Статьей 123 НК РФ предусмотрена ответственность налогового агента за невыполнение им обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов. Согласно этой норме неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафа в размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.
Раскрывая содержание правонарушения, предусмотренного ст. 123 НК РФ, Пленум ВАС РФ в Постановлении от 28.02.2001 № 5 (п. 44) отметил следующее: «При рассмотрении споров судам необходимо учитывать, что указанное правонарушение может быть вменено налоговому агенту только в том случае, когда он имел возможность удержать соответствующую сумму у налогоплательщика, имея в виду, что удержание осуществляется из выплачиваемых налогоплательщику денежных средств. При этом взыскание штрафа за неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога налоговым агентом производится независимо от того, была ли соответствующая сумма удержана последним у налогоплательщика».
Данное разъяснение Пленума ВАС РФ применяется арбитражными судами в том числе при рассмотрении споров, связанных с ответственностью налоговых агентов, поименованных в п. 3 ст. 161 НК РФ. Так, ФАС Восточно-Сибирского округа указал на отсутствие в действиях арендатора состава налогового правонарушения, предусмотренного ст. 123 НК РФ, поскольку арендная плата им фактически не уплачивалась (см. постановления от 06.04.2004 № А33-4446/03-С3-Ф02-1004/04-С1, от 17.03.2004 № А19-14080/03-44-Ф02-779/04-С1).
Таким образом, на налогового агента возложена обязанность по удержанию и перечислению налога, а не по его уплате. Относительно пеней за несвоевременное перечисление налоговым агентом налога арбитражные суды указывают, что пени могут начисляться только при условии, что налоговым агентом налог был удержан и не перечислен в установленный срок в бюджет, причем начисление пеней допускается лишь с момента удержания налоговым агентом налога. Это подтверждается, например, постановлениями ФАС Поволжского округа от 14.02.2006 № А12-19267/05-С10, ФАС Волго-Вятского округа от 05.05.2006 № А31-2760/2005-10 и др.
Следовательно, отражение в мартовской декларации по НДС сумм доплаты за предыдущие месяцы по договору аренды (регулируется гражданским законодательством) муниципального имущества не влечет за собой начисления пеней или взыскания штрафа.