Частно-государственное партнерство является одним из приоритетных вопросов экономической политики России. Однако сегодня новые проекты ЧГП не нужны: необходимо, чтобы «на проектную мощность» вышли уже существующие. Такой вывод сделал на конференции «Финансовые и правовые механизмы частно-государственного партнерства в России» первый исполнительный вице-президент РСПП Александр МУРЫЧЕВ.
За последние несколько лет сложилась новая система взаимоотношений власти и предпринимателей, которая развивается по двум направлениям.
Первое – совместная разработка социально-экономической политики. Процесс ее реализации в наибольшей степени зависит от интереса государства, при этом узкие задачи бизнеса решаются намного медленнее, чем в здравоохранении или образовании. Бизнес теперь воспринимается не как «эксперт» по профильным вопросам, а как партнер по выработке стратегических программ развития страны.
Второе направление – реализация совместных проектов. Используя механизмы ЧГП, государство может привлечь частные инвестиции для осуществления приоритетных проектов, повысить эффективность управления инфраструктурой, стимулировать развитие инноваций. Бизнес, со своей стороны, получает допуск к новым сегментам рынка.
Хотя развитие ЧГП было активным, однако оно могло бы быть более эффективным. Отсутствие четкого взаимодействия между различными уровнями государственной власти обусловило ситуацию с особыми экономическими зонами. С момента отбора регионов для создания технико-внедренческих и промышленно-производственных ОЭЗ прошло уже полтора года, однако существенных результатов достичь пока не удалось. Возможно, это либо результат плохой работы организаторов, либо отсутствие интереса у бизнеса, либо неправильный выбор местоположения.
Кроме того, бизнес сталкивается с рядом ограничений при реализации проектов ЧГП. Среди них проблемы с получением достоверной информации в режиме on-line по всем федеральным проектам партнерства, недостаточный уровень доверия между предпринимательским корпусом и государством: бизнес, с одной стороны, доверяет государству (проекты есть), с другой стороны, остаются опасения по поводу реального, а не формального равенства участников проектов.
Еще одним ограничением является дефицит бюджета некоторых регионов, которые не могут финансово участвовать в проектах ЧГП, но не исключаются из самой системы. У них остаются возможности развивать концессионные соглашения, создавать благоприятную среду для реализации проектов в рамках ЧГП с федеральным участием. Однако далеко не все регионы к этому готовы.
Важной проблемой является смешение разнородных функций в рамках одного института ЧГП. С использованием средств Инвестиционного фонда финансируются даже те проекты, которые могут быть реализованы как стандартные концессионные соглашения. При этом структура финансирования продолжает усложняться. Через Инвестфонд сегодня финансируются Российская венчурная компания, Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий.
Поэтому необходимо четкое распределение. Инвестфонд – это только инфраструктурные проекты. Банк развития – масштабные инвестпроекты с недостаточной коммерческой привлекательностью и гарантии от политических рисков. Российская венчурная компания, Российский инвестиционный фонд информационно-коммуникационных технологий, Российская корпорация нанотехнологий, технопарки, ОЭЗ и т.д. – для инновационных проектов.
Пересечений функций «институтов развития» быть не должно.
РСПП делает акцент на том, что в настоящее время необходимо, чтобы «на проектную мощность» вышли уже существующие проекты ЧГП, а не создавать новые.
Первый концессионный проект ЧГП в России — строительство скоростной автодороги в Санкт-
Петербурге — Западного скоростного диаметра
Сроки проекта: 2004-2010 гг.
Описание проекта. Общая протяженность магистрали составляет
Бюджет проекта: 3062 млн долларов (50% – частные компании, по 25% – городской и федеральный бюджеты).
ИСТОЧНИК: HTTP://WWW.ST-PETERSBURG.RU, HTTP://STROYGORHOZ.RU