Кончилось лето у губернаторов краев, областей и округов и у президентов прежних и новых автономий. Кто не успел отгулять отпуск — пеняет на себя. К 1 сентября они должны представить главе государства отчеты о своей работе за 2006 год.
Указом от 28.06.2007 № 825 Президент утвердил Перечень показателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. В нем 43 пункта.
Слов нет, все они нужные. В отличие от практикуемых Росстатом «голых» сведений эти требования предусматривают анализ, например соотношения среднемесячной зарплаты работников бюджетной сферы и среднего размера заработка людей, занятых в реальной экономике региона.
О подобных подходах к оценке уровня и качества жизни «ЭЖ» пишет регулярно. Мы много публикуем региональной статистики, по которой читатель может составить свой рейтинг российских регионов. К примеру, внутри бюджетных расходов сравнение размера среднего заработка местных чиновников с уровнем оплаты труда учителей и врачей. Сличался и уровень оплаты труда по отраслям реальной экономики с показателем инвестиционной привлекательности региона.
В президентский Перечень включаются требования представлять степень удовлетворенности населения работой исполнительной власти на местах. Как это будут выяснять губернаторы? Станут умолять людей высказываться о местной бюрократии? Или «изобретут» 85 (по числу субъектов РФ на 01.07.2007. – Прим. «ЭЖ») «карманных» рейтинговых агентств, которые не позволят «кормильцам» опростоволоситься перед гарантом российской Конституции?
Отчет о личном достоинстве и достигнутых благодаря ему успехах региона должен сопровождаться докладом о наметках на три предстоящих года по аналогии с устанавливающейся в стране схемой трехлетнего бюджетного планирования.
Рано или поздно такой инструмент должен был появиться в руках Президента, раз уж он три года назад начал «советовать» региональным законодателям избирать главами субъектов РФ его выдвиженцев. За назначенно-избранными пригляд нужен. Да какой! Уже к 1 августа Комиссия при Президенте РФ по вопросам совершенствования государственного управления и правосудия должна представить дополнительный список показателей работы региональных властей, в частности эффективность использования консолидированного бюджета субъекта Федерации.
Логически ожидавшийся президентский Указ коснулся и официальной статистики. Часть сводных данных она будет итожить по состоянию не на 1 января каждого года, а гораздо раньше. Более того, Правительству поручено включить оценку эффективности органов исполнительной власти субъектов РФ, в том числе будущие дополнительные показатели, в разрабатываемую федеральную программу статистических работ на 2008-й и последующие годы.
Отчет за 2007 год о самих себе руководители регионов обязаны представить к 1 мая
По информации из заслуживающего доверия источника, в недрах Госдумы готовятся поправки к Закону о местном самоуправлении (от 06.10.2003 № 151-ФЗ), дающие губернаторам право на свой аршин мерить глав муниципальных образований.
Переченьпоказателей для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации
1. Объем валового регионального продукта.
2. Объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на одного человека.
3. Реальная среднемесячная начисленная заработная плата работников в сравнении с предыдущим годом.
4. Отношение среднемесячной номинальной начисленной заработной платы работников государственных (муниципальных):
учреждений здравоохранения;
учреждений образования;
учреждений социальной защиты населения;
учреждений физической культуры и спорта;
учреждений культуры и искусства
к среднемесячной заработной плате работников, занятых в сфере экономики региона.
5. Доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума.
6. Уровень безработицы (по методологии Международной организации труда) в среднем за год.
7. Смертность населения:
младенческая;
от 1 года до 4 лет;
от 5 до 9 лет;
от 10 до 14 лет;
от 15 до 19 лет;
материнская;
в трудоспособном возрасте — всего, в том числе по трем основным причинам;
в результате дорожно-транспортных происшествий.
8. Средняя продолжительность временной нетрудоспособности в связи с заболеванием в расчете на одного работающего.
9. Удельный вес детей первой и второй групп здоровья в общей численности учащихся государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений.
10. Удовлетворенность населения медицинской помощью (процент от числа опрошенных).
11. Удельный вес лиц, сдавших единый государственный экзамен, от числа выпускников, участвовавших в едином государственном экзамене.
12. Доля выпускников государственных (муниципальных) учреждений начального и среднего профессионального образования, трудоустроившихся по полученной профессии в первый год, в общей численности выпускников таких учреждений.
13. Удовлетворенность населения качеством общего образования, начального и среднего профессионального образования (процент от числа опрошенных).
14. Доля детей, оставшихся без попечения родителей, — всего, в том числе:
переданных неродственникам (в приемные семьи, на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство), охваченных другими формами семейного устройства (семейные детские дома, патронатные семьи);
находящихся в государственных (муниципальных) учреждениях всех типов.
15. Удельный вес населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом.
16. Обеспеченность спортивными сооружениями в субъекте Российской Федерации.
17. Удельный вес населения, участвующего в культурно-досуговых мероприятиях, проводимых государственными (муниципальными) организациями культуры, и в работе любительских объединений.
18. Количество экземпляров библиотечного фонда общедоступных библиотек на 1000 человек населения.
19. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя субъекта Российской Федерации, — всего, в том числе введенная в действие за год.
20. Отношение средней цены одного квадратного метра общей площади на первичном (вторичном) рынке жилья к среднедушевым доходам населения в субъекте Российской Федерации.
21. Доля населения, проживающего в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными.
22. Доля многоквартирных домов в целом по субъекту Российской Федерации, в которых собственники помещений выбрали и реализуют способ управления многоквартирными домами, в том числе:
непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме;
управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом;
управление управляющей организацией, в том числе муниципальной формы собственности (из них в форме муниципальных учреждений), государственной формы собственности (из них в форме государственных учреждений), частной формы собственности (из них хозяйственными обществами со 100-процентной долей, находящейся в муниципальной или государственной собственности).
23. Доля убыточных организаций жилищно-коммунального хозяйства.
24. Время от подачи заявки на предоставление земельного участка для строительства до получения разрешения на строительство.
25. Заявленная мощность, которая не была удовлетворена в связи с отсутствием технической возможности технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства.
26. Доля населенных пунктов, обеспеченных питьевой водой надлежащего качества.
27. Доля региональных и муниципальных дорог, не отвечающих нормативным требованиям.
28. Уровень криминогенности (процент от числа опрошенных).
29. Доля преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии, в общем числе зарегистрированных преступлений.
30. Доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций.
31. Доля продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта.
32. Удельный вес прибыльных крупных и средних сельскохозяйственных организаций в их общем числе.
33. Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на сельское хозяйство в расчете на один рубль произведенной сельскохозяйственной продукции.
34. Динамика налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации.
35. Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на содержание работников органов государственной власти и местного самоуправления в расчете на одного жителя региона.
36. Объемы просроченной кредиторской задолженности государственных (муниципальных) учреждений, задолженности бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований по исполнению обязательств перед гражданами.
37. Доля расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации, формируемых в рамках программ, в общем объеме расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (без учета субвенций на исполнение делегируемых полномочий).
38. Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на здравоохранение в расчете на одного жителя, в том числе на территориальную программу государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи гражданам Российской Федерации, из них средства обязательного медицинского страхования.
39. Расходы консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации в расчете на одного обучающегося:
на общее образование;
на начальное и среднее профессиональное образование.
40. Доля расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование услуг социальной сферы, оказываемых автономными учреждениями и негосударственными (немуниципальными) организациями, в общем объеме расходов консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации на финансирование отраслей социальной сферы.
41. Доля государственных (муниципальных) медицинских учреждений:
применяющих медико-экономические стандарты оказания медицинской помощи;
переведенных на оплату медицинской помощи по результатам деятельности;
переведенных на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат.
42. Доля государственных (муниципальных) общеобразовательных учреждений, переведенных:
на нормативное подушевое финансирование;
на новую (отраслевую) систему оплаты труда, ориентированную на результат.
43. Удовлетворенность населения деятельностью органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в том числе их информационной открытостью (процент от числа опрошенных).