Инновации… Очень модное и красивое слово. Но что это такое и какую роль они играют в бизнесе? Развитие инновационного предпринимательства – козырная карта российского Правительства. Но как её разыграть? Каким образом превратить подъём инновационной предпринимательской активности из национального проекта в реальный экономический рост? Задача нетривиальна, но одно из возможных решений может быть найдено самими предпринимателями. Суть его заключена в информационном обеспечении инновационного бизнеса.
Существует масса литературных и Internet-источников, тем или иным образом затрагивающих проблемы информации и её использования для целей предпринимательства. Одни авторы рассматривают вопросы информационного обеспечения логистических систем и стратегического планирования, другие посвящают статьи изучению проблем информационного обеспечения систем управления предприятием и маркетинга, третьи пишут об обеспечении информацией экономических систем в целом и т.д. Но все они сходятся во мнении относительно важности информации для предпринимательства во всех его аспектах. Большинство авторов подчёркивают, что значение информационного обеспечения трудно переоценить. Попытаемся разобраться, почему.
Вообще говоря, обеспечение – это снабжение чем-то необходимым. Соответственно, информационное обеспечение представляет собой снабжение необходимой в данный период времени информацией с какой-либо целью. Если речь идёт о предпринимательстве, то информационное обеспечение необходимо его субъектам для реализации конкретных задач бизнеса, среди которых бухгалтерский и налоговый учёт и отчётность, задачи управления и планирования производства, разработку, внедрение и поддержку политики качества, стратегический и тактический маркетинг, правовое обеспечение предпринимательской деятельности, внешние связи с партнёрами и конкурентами и многие другие. В определении понятия информационного обеспечения неспроста сделан акцент на его своевременность: информация – это ресурс, который как никакой другой характеризуется своей актуальностью и полезен лишь в том случае, когда предоставлен в нужный момент времени и адекватен реальности.
Для инновационного предпринимательства характерна потребность в новых коммерческих идеях, для воплощения которых на всех этапах проекта необходимо информационное обеспечение: от сведений о новых научно-технических разработках до технической и технологической документации производственных процессов. Инновационная деятельность всегда связана с трансформацией идей в новый продукт, внедряемый на конкретном рынке, либо в новый способ применения уже известных продуктов.
Для того чтобы спланировать проектирование инновации, осуществить информационно-поисковый процесс, направленный на выявление новых научных открытий и разработок, провести экспертизу собранных сведений и превратить её в необходимую для дальнейших этапов информацию, довести выявленную идею до стадии коммерческого продукта, оценить экономическую эффективность проекта и наладить серийное производство – необходимо создать надёжную систему информационной поддержки, интегрированную в систему управления предприятием.
Возникает вопрос: а зачем нужно заниматься инновационным предпринимательством, если можно открыть торговый ларёк или очередной салон красоты? Почему так важно постоянно придумывать и выводить на рынки новые идеи? Ответ может быть только один: потому что инновации – это адаптация к изменениям окружающей действительности. Если бы мир вдруг остановился в своём развитии, если бы изо дня в день происходили одни и те же события и явления, потребность в инновациях отпала бы сама собой. Но это абсурдная утопия, и даже если есть такие компании, руководство которых тешит себя надеждой на «спокойное будущее» без инноваций, они заблуждаются. Любая предпринимательская деятельность должна включать элементы нововведений, тем самым, повышая свою эффективность и конкурентоспособность, стремясь к удовлетворению меняющихся потребностей клиентов. Иначе говоря, информационное обеспечение инновационного бизнеса – это поддержка любого предпринимательства, постоянно совершенствующего свою деятельность.
Среди сложившихся тенденций можно отметить внедрение в деятельность организаций автоматизированных систем проектирования, разработки и сопровождения информационных систем, в том числе CASE-средств, пакета прикладных программ AllFusion Modeling Suite, технологий «клиент-сервер». Благодаря им и существуют экономические информационные системы (ЭИС). В их структуру входят функциональная и обеспечивающая подсистемы. Функциональная содержит планирование, учет, контроль, регулирование и мотивации. Обеспечивающая в свою очередь — техническое, лингвистическое, математическое, информационное и другие виды обеспечения. Как правило, ЭИС являются предметно-ориентированными, и их основными задачами является реализация целей экономической деятельности в той или иной предметной области. Среди них разрабатываются и внедряются автоматизированные банковские системы, бухгалтерские и финансово-аналитические системы, маркетинговые информационные системы, налоговые системы, системы страхования и т.д. Для использования в инновационном предпринимательстве все они должны содержать интегрированную систему информационного обеспечения, чтобы на каждом этапе проекта снабжать процесс превращения новой идеи в новый (усовершенствованный) коммерческий продукт (услугу, технологию) необходимой, корректной и актуальной информацией в полном объёме с минимальными затратами временных, финансовых, кадровых и иных ресурсов компании.
Специалисты-разработчики, экономисты и футурологи прогнозируют глобальную компьютеризацию всех сфер человеческой деятельности, не говоря уже об инновациях. ЭИС обещают стать более функциональными, использующими методы искусственного интеллекта, в частности перспективные технологии нейронных сетей (так называемое нейробионическое направление науки об искусственном интеллекте).
Несмотря на отдаленность воплощения этих планов в жизнь, нельзя отрицать, что для управления процессами инновационной компании необходима организация информационного взаимодействия между её подсистемами и элементами, причём такой интенсивности и такого объёма, что справиться с этим потоком под силу только вычислительной технике.
Главной тенденцией в современном мире является эволюция рыночной экономики в экономику информационную. Становится всё более очевидным, что экономика завтрашнего дня – это такая система, которая сможет обеспечить наиболее полное удовлетворение потребности общества в информации, в том числе потребности инновационных компаний в информационном обеспечении.
Кроме того, объём потребностей, не связанных с информацией, как в количественном, так и в качественном плане, также неуклонно возрастает. Об этом свидетельствует не только рост продаж на многих рынках, усиление конкуренции и борьба за улучшение качества продукции, но и, как ни парадоксально, глубокая пропасть между развитым Севером и развивающимся под его контролем Югом, ведь по другую сторону экватора с каждым годом становится всё больше недовольных своим образом жизни. Для удовлетворения такого объёма потребностей экономическая система должна работать максимально эффективно, распределяя ограниченные ресурсы таким образом, чтобы обеспечить процесс непрерывного производства необходимых благ. Представляется, что такая степень эффективности может быть достигнута лишь тогда, когда экономика разворачивается лицом к обществу, то есть к потребителям. Это означает, что в любом краткосрочном периоде производителям как субъектам информационной экономической системы нужно иметь актуальную информацию о том, в чём именно нуждаются потребители. Информация о потребностях, таким образом, сама является важнейшей потребностью тех, кто обеспечивает предложением платёжеспособный спрос на рынке.
Именно на решение такого рода задач и направлена система информационного обеспечения инновационного предприятия, которая должна включать в себя подсистемы правового обеспечения, как локального (нормативные документы предприятия), так и внешнего, организационного обеспечения (управление системой, в том числе персоналом), маркетинга, производственного планирования, электронного документооборота, работы с клиентами (так называемые CRM-системы), информационно-поисковых служб, аналитического обеспечения и ряд других.