Более половины россиян не планируют воспользоваться финансовыми услугами в ближайшие два года. Таковы данные последнего исследования финансовой активности россиян, проведенного Национальным агентством финансовых исследований (НАФИ) и Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Реально таких граждан намного меньше, просто большая часть населения имеет довольно низкий уровень осведомленности о финансовых услугах и продуктах, о правилах их предоставления и использования.
Стакан наполовину пуст
Приведенные в опросе цифры на первый взгляд шокируют даже человека, слегка разбирающегося в данной проблеме. Тем не менее сомневаться в правдивости изложенной информации и в высокой компетентности социологических служб вряд ли приходится. Поэтому «ЭЖ» решила представить свой небольшой комментарий к этому исследованию.
Согласно опросу, более половины населения России — 54,3% — не планирует пользоваться какими-либо финансовыми услугами в ближайшие два года, а 10% вообще затруднились что-либо ответить. В подобную статистику трудно поверить, однако если посмотреть на предложенные варианты ответов, все становится ясно. Вопрос «Какой финансовой услугой вы собираетесь воспользоваться в ближайшие год-два?» не предусматривает следующих вариантов:
· оплата коммунальных услуг, в том числе и через банк (все-таки эти 54,3% наверняка имеют какую-нибудь крышу над головой);
· приобретение полиса ОСАГО (обязательного при покупке автотранспортного средства);
· оплата штрафов, пеней;
· получение пенсий, пособий, зарплат (в том числе по банковской карточке);
· осуществление денежных переводов.
Кстати, в другом разделе опроса «Банковские услуги: потребление и потенциал роста» подобные номинации отчасти все же присутствуют. К оплате коммунальных услуг готовы прибегнуть 18% опрошенных россиян, а 44% уже пользуются этой услугой.
Кредиты в фаворе
Опрос показывает, что все виды банковского кредитования наиболее востребованы среди россиян. 13% респондентов возьмут или готовы взять в ближайшие два года авто- или потребительский кредит на небольшую сумму. В опросе без указания временного периода таковых уже 27%. Потенциал у данной номинации на самом деле огромный. Ведь опросы не учитывают такую важную деталь, как эмоциональные или спонтанные покупки, к которым более всего склонны (да простят читательницы) наши милые дамы. Кроме того, в эту категорию могут попасть и клиенты, берущие «вынужденный» кредит.
Еще каких-нибудь 5 лет назад в лидерах опросов о популярности финансовых услуг были банковские вклады, которые теперь располагаются только на втором месте. Необходимо принять во внимание, что в эти 9,8% войдут и граждане, открывающие вклады «до востребования», а также счета для разовых операций.
Тройку лидеров замыкает раздел «Покупка и продажа иностранной валюты». Однако не стоит обольщаться и думать, что 8% наших граждан планируют стать опытными трейдерами на рынке FOREX. Таких продвинутых спекулянтов, судя по опросу, всего 0,3%. Для подавляющего же большинства валютные операции сводятся к незамысловатой схеме «зарплата — валюта — обменник — рубли».
Неудивительно, что только 3% опрошенных россиян готовы воспользоваться ипотекой. На втором году реализации нацпроекта «Доступное жилье» это довольно дорогое и поэтому, извините за каламбур, недоступное развлечение для многих россиян.
На рынке коллективных инвестиций готово поработать только 1,3% опрошенного населения. Вот в это действительно верится с трудом (см. материал «Улитка на склоне»), принимая во внимание довольно стремительный рост данного сегмента финансового рынка на фоне дальнейшего снижения банковских ставок по вкладам.
Банковский «пластик» привлекает лишь 3,9% россиян. Именно столько граждан планируют в ближайшее время расплачиваться за товары и услуги банковской картой. Однако, думается, эта цифра в итоге может быть гораздо выше. Дело в том, что большинство граждан в последнее время становятся держателями карт помимо их воли, ведь все больше работодателей в обязательном порядке подписывают своих сотрудников на различные карточные зарплатные проекты.
Банки для богатых?!
Таким образом, можно предположить, что участие граждан на финансовом рынке в ближайшие годы должно быть значительно выше, чем показывает опрос. Однако существует и еще одна проблема — большая часть граждан страны, в том числе и те, кто участвовал в опросе, мягко говоря, имеют довольно низкий уровень осведомленности о финансовых услугах и продуктах, о правилах их предоставления и использования. В восприятии значительного количества граждан банки пока остаются недоступными и «дорогими» финансовыми институтами.
Так, по результатам предыдущего исследования НАФИ, порядка 47% респондентов считают, что банки предназначены главным образом для богатых клиентов. Около 62% «полностью согласны» или «скорее согласны», что в банковских продуктах и услугах простому гражданину очень сложно разобраться. Около 64% граждан демонстрируют недоверие к банкам, полагая, что вкладывать в них деньги рискованно.
Среди россиян все еще сохраняется и даже несколько увеличивается уровень недоверия к финансовым институтам. Так, более 49% экономически активных граждан предпочитают хранить наличные деньги. Даже если предположить, что наличные составляют лишь небольшую часть их сбережений, цифра все равно впечатляет.
Все это достаточно тревожные факторы, особенно если принимать во внимание, что финансовые структуры сегодня страшно отдалены от большей части населения в условиях достаточно умеренного, но все же роста благосостояния, а следовательно, и сбережений граждан.