Что бы ни думали оппоненты нынешней власти, профессиональное образование в нашей стране реформируется неспроста. Идея о полном соответствии квалификации выпускника вуза или ссуза требованиям работодателей довольно утопична, однако недостижимый идеал для того и существует, чтобы к нему стремиться. Именно так считают разработчики новых профессиональных стандартов для ИТ-отрасли.
С сентября
Финансовую поддержку проекту оказывали ведущие компании ИТ-отрасли: «АйТи», группа компаний Verysell, IBM, группа компаний IBS, Intel, «Лаборатория Касперского», Microsoft, «Прогноз», группа компаний R-Style, «Техносерв А/С», «Яндекс», «1С».
Профессиональные стандарты призваны стать основой для разработки федеральных государственных образовательных стандартов (ГОС) всех уровней профессионального образования с тем, чтобы способствовать сокращению дефицита кадров необходимого уровня квалификации для предприятий страны.
Потребность в профессиональных стандартах сегодня ощущают все.
Работодателям они нужны, чтобы идентифицировать компетенции при найме сотрудников, оценить и, если необходимо, повысить уровень квалификации, качество труда работников, получать подготовленных в соответствии с ПС (ГОС) специалистов всех уровней, иметь внятно сформулированные требования к профессиям внутри отрасли.
Работнику они помогут определять свой профессиональный уровень и получить основание для повышения квалификации и качества труда.
Наличие профессиональных стандартов способствует формированию более адекватной государственной политики в области занятости населения. А сфера образования получает базу для разработки образовательных стандартов с учетом современных потребностей бизнеса и всей экономики страны в целом. Кроме того, ПС помогут оценивать качество обучения в соответствии с требованиями работодателей, своевременно обновлять содержание ГОС, максимально приближая их к жизни.
В результате были подготовлены 12 стандартов по наиболее массовым и востребованным рынком труда профессиям (см. табл.).
Первые 9 из них уже утверждены (Протокол заседания № 4) Управляющим комитетом проекта разработки профстандартов ИТ-отрасли и переданы на согласование и утверждение в Министерство информационных технологий и связи РФ, а также на согласование в Министерство образования и науки РФ.
Структура стандартов включает общие требования по уровням квалификации специалистов, необходимый образовательный ценз по каждому квалификационному уровню, перечни должностных обязанностей, а также знаний, умений и навыков, требуемых для их исполнения, требования к практическому опыту (количество лет), к необходимости сертификации и к состоянию здоровья.
Важной особенностью процесса подготовки профстандартов стало активное участие крупнейших отечественных ИТ-компаний в тесном сотрудничестве с учебными заведениями, ведущими подготовку специалистов по информационным технологиям. По общему мнению их представителей, новые стандарты гораздо ближе к реальным требованиям современного рынка труда и способны обеспечить рост качества профессионального образования.
Так, примером положительного результата взаимодействия системы образования и бизнеса может служить образовательный стандарт «Прикладная информатика». Он был представлен на заседании УМО в МЭСИ 10 декабря
С текстом разработанных документов, по данным АПКИТ, в скором времени можно будет ознакомиться на веб-сайте ассоциации (www.apkit.ru).
Справка
Профессиональный стандарт — это:
· продукт коллективной деятельности работодателей (объединенных по видам экономической деятельности), отражающий минимально необходимые совокупные квалификационные требования к профессиям;
· нормативный документ, отражающий минимально необходимые требования к профессии по квалификационным уровням и компетенциям с учетом обеспечения качества, продуктивности и безопасности выполняемых работ. При этом требования включают в себя наряду с другими данными перечень конкретных должностных обязанностей, рассматриваемых с точки зрения знаний, умений и навыков, необходимых работнику для реализации трудовых функций в границах его компетентности.
Образовательный стандарт — совокупный продукт деятельности работодателей и сферы образования.