В ходе строительства здания офисного центра в Москве была произведена вырубка деревьев в соответствии с проектной и градостроительной документацией, утвержденной органами исполнительной власти города и на основании порубочного билета, выданного уполномоченным органом Правительства Москвы.
В соответствии с положениями Закона г. Москвы от 05.05.99 № 17 «О защите зеленых насаждений» (далее — Закон г. Москвы) в случае уничтожения деревьев юридическое лицо обязано за свой счет провести компенсационное озеленение. Организация это сделала в порядке и объеме, соответствующих условиям ст. 4 Закона.
Правомерно ли признавать затраты, понесенные компанией при выполнении данных работ, прямыми расходами, связанными со строительством здания, и отражать их в составе капитальных затрат, руководствуясь положениями ПБУ 2/94 «Учет договоров на капитальное строительство» и
ст. 252, 257 НК РФ?
На этот вопрос дал ответ Минфин РФ в Письме от 25.05.2007 № 03-03-06/1/309.
Финансовое ведомство решило, что это затраты капитального характера, которые формируют первоначальную стоимость объекта строительства.
Ведь согласно п. 1 ст. 257 НК РФ в целях налогообложения прибыли первоначальная стоимость основного средства определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов.
А вот если озеленение территории, прилегающей к офисному зданию, производится после сдачи объекта строительства в эксплуатацию, то средства, потраченные на озеленение, рассматриваются как расходы капитального характера, то есть связанные с созданием амортизируемого имущества, которое называется «объект внешнего благоустройства».
При этом в соответствии с п. 2 ст. 256 НК РФ объекты внешнего благоустройства относятся к амортизируемому имуществу, по которому в целях налогообложения прибыли начисление амортизации не производится.
Такое разъяснение Минфина ставит организацию в неоднозначное положение.
С одной стороны, нужно успеть провести озеленение до ввода офиса в эксплуатацию, чтобы эти расходы были включены в первоначальную стоимость здания. С другой стороны, деревья и другие зеленые насаждения можно высаживать лишь в строго определенный период, чтобы они прижились. Посадку деревьев в Москве, к примеру, в феврале признать экономически обоснованной ну никак нельзя.
Кроме того, ст. 4 Закона г. Москвы, в случае если высадить зеленые насаждения на прежнем участке земли невозможно, требует это сделать на другом участке земли, но в том же административном округе в двойном размере как по количеству единиц растительности, так и по площади.
Про такое развитие событий Минфин РФ вообще умолчал.
Очевидно, эти расходы организации будет предложено оплатить за счет прибыли.
Впрочем, с этим можно и поспорить. Обязанность по проведению озеленения на организацию возложена Законом, а Президиум ВАС РФ в Постановлении от 19.04.2005 № 13591/04 решил, что если расходы не зависят от воли организации, то они не могут рассматриваться как экономически не оправданные.
Их можно отнести к внереализационным в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ.