Нефтегазовые доходы пора сбалансировать

| статьи | печать

Появление новой конструкции в трехлетнем бюджете в виде выделения нефтегазовых доходов и их отсечения посредством дополнительных механизмов функционирования Резервного фонда и Фонда будущих поколений отражает вполне понятное стремление Правительства оградить бюджет от сырьевых рисков. Но очевидно, что такая конструкция не может решить проблему зависимости государственного бюджета от сырьевого экспорта.

 

Впервые за последнее время рост экспорта за I квартал, по оценке Минэкономразвития, составил 5,3% и стал ниже роста ВВП. Такое положение вещей ведет к замедлению экономического роста в целом, и в этих условиях важно, чтобы экспорт увеличивался за счет продукции обрабатывающих отраслей.

Однако одним из приоритетных направлений энергетической политики на 2007—2009 гг. остается наращивание объемов экспорта энергоресурсов. Сохранит свои позиции экспортная ориентация нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей, доля которых под влиянием благоприятной мировой конъюнктуры и расширения производственных мощностей в общем объеме экспорта к 2009 г. составит около 60%. Удельный вес металлов и изделий из них снизится с 20,1 до 13,7%. Хотя экспортные поставки основных цветных металлов (алюминия, меди и никеля) составляют примерно 80% от объема их производства.

В течение многих лет нефтегазовый комплекс — основа энергоснабжения страны и главный источник налоговых (в 2006 г. 17,5% доходов федерального и 18,6% консолидированного бюджетов) и валютных (порядка 40%) поступлений государства. На его долю приходится 12% промпроизводства России и 3% занятых в нем.

На первый взгляд сегодня нефтедобыча под воздействием мировой конъюнктуры выглядит относительно благополучно. Но основа комплекса — нефтяная промышленность — в последние годы характеризуется снижающимися показателями развития, к которым в первую очередь следует отнести истощение сырьевой базы. На современной стадии эксплуатации доля «трудноизвлекаемых» запасов уже достигла 55—60% и продолжает увеличиваться.

На фоне запланированного роста валового внутреннего продукта на уровне 106,0—106,2% рост добычи полезных ископаемых составит в 2007—2009 гг. 2,7—2,1% соответственно, и его вклад в общий рост производства в 2009 г. составит 12%. Однако наблюдается еще одна тенденция, которая заключается в том, что базисный индекс добычи топливно-энергетических полезных ископаемых в 2009 г. в процентах к 2005 г. составит 108,1%, в то время как добыча остальных полезных ископаемых (кроме топливно-энергетических) к 2009 г. вырастет на 17,0 %. Это означает, что нефтедобывающий комплекс постепенно сдает свои позиции.

Этому способствует благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура рынка угля. По прогнозам, в текущем десятилетии потребление этого вида топлива будет расти на 2,7—2,8% в год. Соответственно ожидается и дальнейший рост добычи угля, и в 2009 он составит 110,7% к уровню 2005 г. Опережающими темпами будут расти и экспортные поставки каменного угля из России (на 14,0% в 2009 г. к уровню 2005-го).

Кроме того, согласно прогнозам, мировое потребление природного газа к 2010 г. возрастет приблизительно до 3,12 трлн куб. м. Это означает, что в ближайшие несколько лет темпы прироста спроса на природный газ в мире останутся высокими, примерно на 2,4—2,6% в год.

Таким образом, хотя под влиянием мировой конъюнктуры структура сырьевого экспорта меняется, в российском бюджете доля налога на нефть в общем объеме поступлений НДПИ снижается незначительно. Если в 2006 г. в консолидированном бюджете она составила 89,3%, то прогнозом на 2009 г. предусмотрена в размере 87% от общей суммы поступления. Доля налога на горючий природный газ в 2006 г. составила 7,7, а в 2009 г. достигнет 10,9%. Налог на добычу газового конденсата составил в 2006 г. менее 1%.

Данный факт свидетельствует о недостаточном уровне налоговой нагрузки, в частности, на твердые полезные ископаемые, и о чрезмерной и возрастающей нагрузке на нефтяную отрасль.

В 2006 г. по сравнению с 2005-м поступления налога на добычу нефти во все уровни бюджетной системы России увеличились на 29,6%, при этом в 2006 г. добыто нефти больше объема 2005 г. на 0,1%.

В последние годы при осуществлении налоговой реформы особое внимание было уделено модификации налогообложения углеводородного сырья. В результате создана система, основанная на дифференцированной специфической налоговой ставке, при определении размера которой учитываются выработанность месторождения, особые условия разработки новых месторождений, а также вязкость добываемых видов нефти.

Тем не менее налоговая нагрузка на экономических агентов, осуществляющих деятельность по добыче нефти, превышает налоговую нагрузку на экономических агентов, осуществляющих деятельность по добыче природного газа и других полезных ископаемых. Поэтому уже сегодня назрела острая необходимость активной реализации комплекса мер по совершенствованию НДПИ в части полезных ископаемых, не относящихся к углеводородному сырью. В частности, необходимо перейти к налогообложению твердых полезных ископаемых, в том числе руд черных и цветных металлов, по специфическим ставкам взамен действующих адвалорных.

Существенные резервы в части совершенствования НДПИ лежат и в сфере его администрирования. Значительным остается уровень задолженности по нему. В 2006 г. по сравнению с 2005-м недоимка в бюджетную систему увеличилась на 5,9 млрд руб., или в 5,8 раза, и составила по состоянию на 1 января 2007 г. 7,2 млрд руб. Задолженность перед бюджетом по пеням и налоговым санкциям увеличилась на 0,5 млрд руб., или на 11,5%, и составила на 1 января 2007 г. 5,0 млрд руб. Общая сумма задолженности перед бюджетом по НДПИ (с учетом пеней и налоговых санкций) в 2006 г. составила 31,3 млрд руб., или 2,7% от общего объема данного налога, поступившего во все уровни бюджетов РФ.

К сожалению, отсутствие в отдельных формах налоговой отчетности показателей в разрезе администрируемых ФНС России налогов, а также ежегодное внесение ФНС изменений в отчетность не позволяют проводить сравнительный анализ поступлений по видам налогов в динамике за несколько отчетных периодов.

В 2006 г. в результате выездных и камеральных проверок, проведенных межрегиональными инспекциями ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам, осуществляющими налоговое администрирование налогоплательщиков в нефтяной, газовой и металлургической отраслях, дополнительно начислено в бюджеты всех уровней НДПИ (без пеней и налоговых санкций) в сумме 3,8 млрд руб. Однако в связи с тем, что значительные суммы оспариваются налогоплательщиками в судах, в бюджетную систему поступило 0,4 млрд руб.

Таким образом, меры, предпринимаемые Правительством по диверсификации экономики, должны быть дополнены адекватными действиями в сфере налоговой политики с целью поддержки не только обрабатывающих отраслей, но и установления необходимого баланса среди отраслей добывающего комплекса.

 

К сведению

Существенный удельный вес (66%) в общей сумме задолженности перед бюджетом по НДПИ в 2006 г. кроме недоимки, на долю которой приходилось 27,4% от общей суммы задолженности, занимали приостановленные ко взысканию платежи, вероятность поступления которых, как показывает практика, невелика. При этом задолженность, приостановленная ко взысканию вышестоящими налоговыми органами, в 2006 г. составляла более 42% от общей суммы задолженности по НДПИ.