Еще в позапрошлом году в ответ на стенания бизнеса Владимир Путин высказался, что с «налоговым терроризмом» пора закругляться, а оценивать работу налоговиков надо не по доначисленным налогам, а по законности их действий. В этом плане знаменательным выглядит недавнее заседание Правительства, оценившего основные направления деятельности ФНС на ближайшие три года.
Гвоздем программы правительственного заседания, несомненно, стали предложенные Налоговой службой критерии оценки собственной деятельности. В сжатом виде они уже представлены в прошлом номере «ЭЖ», однако заслуживают более пристального внимания, поскольку касаются не только работы ФНС, но, что еще важнее, армии ее «пациентов» — налогоплательщиков.
Итак, этих критериев восемь:
· собираемость налогов;
· доля налогоплательщиков, удовлетворенных работой налоговиков, согласно соцопросам;
· доля выигранных судебных споров (не по их количеству, а по сумме исков);
· доля решений (по числу исков), признанных судами недействительными;
· доля разногласий, урегулированных в досудебном порядке;
· доля налогоплательщиков с доступом к лицевому счету через Интернет;
· количество налогоплательщиков с таким же доступом к реестрам юрлиц;
· снижение бюджетной задолженности налогоплательщиков.
Чего теперь ожидать бизнесу — смягчения отношений с налоговыми органами или, наоборот, закручивания гаек? С одной стороны, социологи займутся замерами удовлетворенности налогоплательщиков от общения с «мытарями», но с другой — собираемость налогов стоит во главе оценочного списка и звучит куда весомее.
По поводу первого критерия прав глава Центробанка Сергей Игнатьев, говоря, что «нарисовать» нужный процент собираемости налоговые органы могут и без усиления работы с недобросовестными налогоплательщиками, прежде всего в отношении фирм-«однодневок». Главное, однако, чтобы такие художества не происходили за счет усиления давления на легальный, законопослушный бизнес. Впрочем, давить дальше на него вроде бы уже и некуда. Иначе про «налоговый беспредел» и говорить не стоило.
Кстати, уместен вопрос: как согласуются принятые критерии оценки работы Налоговой службы — в частности, по росту выигранных в суде сумм, снижению признанных судами недействительными решений — с призывами Президента поворачивать ее в правовое русло? А что, вполне согласуются: суд на то и суд, чтобы право торжествовало. Правда, оно, надо признать, торжествует на стороне налоговых органов с невероятной силой.
Так, в «Анализе результатов рассмотрения налоговых споров в судебном порядке за период с
Иначе говоря, по нескольким важнейшим из критериев лезть из кожи вон от ФНС уже и не требуется: выполнено! Настораживает, правда, что до сих пор нет данных по судебным разборкам за весь
Словом, ожидать новых налоговых притеснений бизнес-сообществу, пожалуй, пока не стоит. Обратите внимание, как министр финансов Алексей Кудрин (!!) «срезал» нового главу ФНС Михаила Мокрецова, когда тот на Правительстве развел печаль из-за недобора НДС (!!!): если не брать в расчет беспрецедентные вычеты при уплате НДС, на которые решилось Правительство, то нет, мол, и снижения сборов. Читай: решено здесь партнерствовать с бизнесом, так и партнерствуйте!
Так-то. И все же хотелось бы видеть большего закрепления значимости столь важного критерия, как удовлетворенность налогоплательщиков работой налоговиков. Прицепить его, что ли, к материальному поощрению работников ФНС? Соцопросы хороши, конечно, и сами по себе. Однако известно: брань на вороту тоже не виснет…