Последние годы на рынке сотовой связи усиливается борьба за корпоративного клиента. Если раньше российские сотовые операторы работали в основном с крупными корпорациями, то теперь они активно предлагают новые тарифы и услуги для предприятий малого и среднего бизнеса, которые в последнее время играют в российской экономике все более значимую роль.
Все сотовые операторы стремятся к тому, чтобы компании и деловые люди — их клиенты — разговаривали на выгодных для себя условиях. Однако если приглядеться, предложения разнятся и по цене, и по набору услуг, и по качеству связи.
Это связано с историей деятельности игроков отечественного рынка сотовой связи, широтой покрытия сети на территории России, а также с энергичностью оператора в развитии технической и клиентской базы, способностью обеспечить разнообразие услуг, соответствующих актуальным запросам корпоративного потребителя.
На этом поле разворачивается борьба за корпоративного клиента, и, хотя тарифы на базовые услуги несильно разнятся, более низкая цена остается конкурентным преимуществом.
Основные отличия скрываются в нюансах. Например, если для обслуживания по корпоративным тарифам «МегаФон» требует подключить 5 номеров, а «Билайн» — 2, то МТС — всего 1. МТС предлагает сегодня самую низкую цену звонка между сотрудниками компании, «МегаФон» — стоимость базового тарифа, а «Билайн» — специальные тарифные роли «Менеджер», «Секретарь», «Персонал» и тарифные опции «Партнеры» и «Наша команда». МТС указывает цены в рублях с учетом НДС, «МегаФон» НДС не учитывает.
Кстати, обращение к конкретным бизнес-группам стало одним из основных направлений развития тарифной политики операторов сотовой связи. Идет напряженное соревнование, кто лучше рассчитает выгодные условия связи для предприятий малого, среднего и крупного бизнеса, кто создаст наилучший сервис внутри корпоративной сети и предоставит разнообразные варианты связи с внешним миром.
Если совсем недавно операторы предлагали корпоративным абонентам только базовые услуги — переадресацию, удержание вызова, конференц-связь, расширенную голосовую почту, GPRS, — то теперь мобильный телефон становится полноценным центром передачи информации.
Для корпоративных абонентов появились такие эксклюзивные услуги, как, например, «FMС: Единая корпоративная сеть» — объединение офисных и мобильных телефонов в единую сеть, что позволяет существенно расширить имеющиеся возможности телефонной связи, упростить набор офисных номеров и значительно снизить стоимость разговоров. Операторы предлагают клиентам пакеты услуг по определению местоположения объектов. Например, «МТС-Поиск» позволяет контролировать передвижение своих сотрудников или служебных автомобилей по Москве, области и ряду других городов.
У ведущих операторов при достижении определенного количества номеров компания-клиент получает персональную конфигурацию услуг и льготные условия оплаты. Но и здесь идет соревнование за тарифы, время и пространство.
Например, «МегаФон» и МТС предоставляют услугу, позволяющую совершать звонки в сети оператора по всей стране по льготной цене. Но стоимость пользования услугой у двух операторов разная — абонентская плата за услугу «Территория МТС» ниже, чем за аналогичную услугу «МегаФона».
Соревнование за возможность предоставить абоненту надежную связь в любой точке мира идет с переменным успехом. Сеть МТС традиционно имеет отлаженную инфраструктуру, высокий для корпоративных абонентов уровень сервиса и широкий охват в большинстве мест Москвы, Подмосковья и России. «Билайн» и «МегаФон» борются за клиентов за счет освоения новых территорий и расширения зоны действия сети.
Конкуренция заставляет операторов искать оптимальные ценовые коридоры и, таким образом, дает корпоративным клиентам особые льготы и «удешевленные» номера, такие как «избранный», «любимый», «деловой», «офисный», которые позволяют экономить на абонентской плате, особенно при подключении большого количества телефонов в рамках одного контракта. Более того, для корпоративных клиентов создаются специальные программы, например «Корпоративный бюджет» в МТС — для оперативного контроля и оптимизации расходов на связь.
В свою очередь, корпоративных клиентов привлекает возможность обеспечить своих сотрудников мобильной связью с недорогими услугами, кредитной формой оплаты и единым счетом.
Хотя предложения мобильных операторов для корпоративных клиентов разнятся по содержанию и цене, они поддаются сравнению, и компания, желающая обзавестись корпоративной мобильной связью, вполне может подобрать подходящего оператора и набор сервисов. Главное — найти оптимальное соотношение цены, качества и необходимых услуг.