Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ 19.06.2007 решил дело о корректировке таможенной стоимости в пользу импортера. Уникальность этого процесса заключается в том, что впервые ВАС принял сторону импортера после того, как суды трех инстанций Московского округа вынесли решения в пользу таможни. Решения арбитражных судов трех инстанций были признаны недействительными, а действия таможни по корректировке таможенной стоимости — незаконными. Для участников внешнеэкономической деятельности создан прецедент.
Не хватило сертификата…
Суть спора: российский импортер ввозил немецкие компакт-диски. Ориентируясь на цифры, указанные в контракте, компания определила таможенную стоимость партии товара с использованием основного метода таможенной оценки по цене сделки с ввозимыми товарами. Сотрудники Зеленоградской таможни сочли цифру заниженной и запросили дополнительные документы, включая сертификат качества товара. Сертификата не оказалось, остальные представленные документы таможня сочла недостаточными для подтверждения таможенной стоимости и подвергла корректировке по методу оценки. Импортера обязали уплатить дополнительные таможенные платежи и пени.
После безуспешного обжалования в судах трех инстанций Постановлением Президиума ВАС РФ решение таможни признано незаконным и отменено.
Комментируя данное Постановление, специалисты обращают внимание главным образом на два тезиса: то, что основанием для отмены корректировки Зеленоградской таможни и решений судов трех инстанций явились неправильное применение таможенным органом шестого (резервного) метода таможенной оценки и неправомерность самого «перескока» сразу на него. (Установленные Таможенным кодексом РФ методы оценки должны применяться последовательно.)
Однако наибольшую практическую ценность имеет даже не это, а то, что Президиум ВАС признал: у судов, рассматривающих дело, не было оснований считать недостаточным тот пакет документов, который импортер представил в таможню. То есть у таможни не было основания для проведения корректировки таможенной стоимости.
Таможенники считают, что сведений недостаточно
Именно «недостаточность сведений» является основанием для проведения большинства корректировок таможенной стоимости в нашей стране.
Таможня требует от импортеров дополнительно представить самые немыслимые документы, зачастую просто им недоступные, тем более что это ее право ничем не ограничено. В результате простои, дополнительные издержки на складское хранение и упущенная прибыль. А если импортер решит воспользоваться правом на выпуск товаров под условную оценку таможни — издержки на уплату налогов.
В последнем случае есть риск, что суды откажут импортеру в оспаривании таможенной корректировки, посчитав, что он уже изначально согласился с ней, заполнив формуляр на выпуск товаров под условную оценку. К сожалению, такое уже случалось. Результат — корректировка таможенной стоимости, ведущая к переплате таможенных платежей. Часто на символические суммы, которые заведомо не превышают затрат импортеров на обжалование ими действий таможни.
Импортеры, прощая таможне «палец» по таким незначительным корректировкам, своим бездействием укрепляют практику необоснованных корректировок. А затем теряют «руку» в случаях более значительных корректировок стоимости тех же или аналогичных товаров. Ведь суды охотно принимают сделанные, но не оспоренные импортером корректировки в качестве аргументов таможни о недостаточности представленных ей документов и сведений. Следуя этой логике, судьи приходят к выводу, что раз сведений было недостаточно, значит, у таможенников было основание для проведения корректировки.
«Недостоверность» нужно доказать
По рассмотренному делу импортер, например, резонно замечал: запрошенный таможней сертификат качества не входит в перечень документов, необходимых для таможенного оформления, утвержденный Приказом ГТК РФ от 16.09.2003 № 1022, а его наличие или отсутствие не влияет на таможенную стоимость товара. Однако, несмотря на это, для проведения корректировки таможня использовала формальный повод «недостаточности» документов.
Так же таможни используют повод «недостоверности» представленного им пакета документов. Однако недостоверность заявляемых сведений еще нужно доказать. Причем доказательствами процессуально допустимыми. А сделать это применительно к внешнеторговым сделкам конечно же весьма сложно.
Пример тому — другой вывод суда по этому делу. Таможенники воспользовались информацией о ценах на товар с немецких интернет-сайтов без нотариального заверения русскоязычного перевода (что признано процессуальной ошибкой). Не говоря уже о сомнительном посыле, что обобщенные данные из прайс-листов продающего лица могут указывать на недостоверность сведений в данном конкретном контракте. Ведь на цену сделки влияет совокупность условий контракта, а не только базовый прайс-лист.
Признаки «недостоверности» сформулированы в п. 1—4 Постановления Пленума ВАС РФ от 26.07.2005 № 29. И очень радует то, что при рассмотрении этого конкретного дела Президиум ВАС сослался и последовательно применил этот подход.
«Фискальный план» — причина корректировок
Безусловно, Постановление ВАС РФ от 19.06.2007 — это позитивный знак для участников ВЭД. Хотя, конечно, не стоит переоценивать его значимость. Наивно было бы предполагать, что таможня перестанет проводить корректировки, а судебное решение не в силах каждодневно защищать импортеров от подобных действий. Можно лишь надеяться, что такие поступки будут совершаться более взвешенно. Но и об этом думать пока рановато, потому что до сих пор отсутствуют критерии оценки деятельности самих таможенников при проведении корректировок и система их ответственности за неправомерные действия. А до тех пор, пока нет критериев и системы, нет и оснований делать выговоры и порицания.
Кроме того, перед чиновниками ФТС по-прежнему стоит «фискальный план», с них все также спрашивают за «недобор» таможенных платежей. В спорной ситуации им легче хотя бы на рубль, но скорректировать стоимость, чем ничего не предпринимать.
Главное, чему должен научить этот процесс, — не стоит корректировать таможенную стоимость тогда, когда информации от декларанта достаточно и нет четких доказательств ее недостоверности. Важность этого прецедента заключается вовсе не в том, что выявлены ошибки таможенников в осуществленной ими таможенной оценке. Главное то, что в данном случае ВАС указал таможенникам пределы их полномочий.