Проверка на вхожесть

| статьи | печать

Перекройка технического регулирования стала одной из серьезных проверок зрелости российского бюрократического аппарата и его способности создать что-нибудь толковое. Пока результаты не обнадеживают. Почти сотня уже подготовленных регламентов заплутала в лабиринтах ведомственных коридоров в поиске согласований. А чиновники, как заядлые мазохисты, все истязают себя в тщетных попытках сделать реформу техрегулирования эффективной и полезной стране.  

           

Незадачливый закон

На первый взгляд проблемы технического регулирования не так заметны, как, например, малоуспешные административные преобразования или одиозная монетаризация льгот с перестройкой системы лекарственного обеспечения.

Действующий Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» представляли как мощный стимулятор развития экономики страны, защитника потребительского рынка от опасной продукции и освободителя товаропроизводителя от излишнего регламентирования его деятельности. Однако его неспешная и запутанная процедура реализации сегодня так тормозит рост промышленности, что реформа технического регулирования, кажется, всех достала. «К 2010 г., когда будут разработаны какие-то технические регламенты, наши конкуренты со своими стандартами будут на Луне», - в сердцах бросил Михаил Фрадков на апрельском 2006 г. заседании Правительства РФ по вопросу исполнения ФЗ «О техническом регулировании».

За четыре года с момента принятия Закона принято постановление Правительства о введении только 1 техрегламента (нормативы «Евро-2» и «Евро-3»)  из 81, предусмотренного правительственной программой к разработке до 2007 г.

По данным Минпромэнерго, 81 проект подготовлен и проходит процедуру согласований или публичного обсуждения, 67 проектов в стадии разработки, 33 -  готовятся к конкурсу. Однако вряд ли кто-нибудь с уверенностью скажет, когда все эти документы будут завизированы, подписаны и приняты, поэтому стандартизация в стране остается на позициях 80-х годов прошлого века.

Красноречиво разъясняет ситуацию Пояснительная записка Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) к предварительному прогнозу социально-экономического развития системы на 2008 г. и на период до 2010 г.: «Учитывая, что данные по количественному составу экспертных комиссий и четкие критерии оценки их работы отсутствуют… …из-за фактического невыполнения Программы по срокам разработки технических регламентов прогнозировать расходы федерального бюджета на эти цели в 2008-2010 гг. не представляется возможным».

 

Исправленному верить

Чтобы выправить ситуацию с исполнением ключевого закона реформы, Президент России подписал Федеральный закон от 01.05.2007 №65-ФЗ с поправками, на которых 3 года настаивало российское бизнес-сообщество. В Законе дан перечень приоритетных регламентов, которые в виде федеральных законов в обязательном порядке должны появиться в России до 2010 г. Первые ключевые технические законы касаются безопасности машин и оборудования, пищевых продуктов и их упаковки, зданий и сооружений, лифтов и строительных материалов, электростанций и сетей, колесных транспортных средств и аппаратов, работающих на газообразном топливе, средств индивидуальной защиты, изделий медицинского назначения и лекарств. Документ также уточняет процедуры технического регулирования в отношении оборонной и ядерной продукции.

Ответственность за подготовку техрегламентов и их внесение в парламент возлагается на Правительство и устанавливают, что средства на их разработку выделяются из федерального бюджета.  Более того, документ дает право Госдуме рассматривать проект закона о техническом регламенте без отзыва Правительства РФ «в случае, если отзыв Правительства РФ не был представлен в Госдуму в указанный срок» (в первом чтении – 90 дней, во втором чтении – 60 дней). Таким образом,  обеспечена профилактика саботажа ведомств, которые не спешат расставаться с набором разрешительных процедур.  

 С учетом внесенных изменений и дополнений до 2010 г. предусмотрено разработать 181 проект технических регламентов: 7 общих и 174 специальных. Однако обстановка с исполнением документа остается напряженной.

По Закону работы в сфере техрегулирования систематизированы по отраслям и сферам деятельности: 17 отраслевых систем. Однако пока правительственная комиссия по техническому регулированию одобрила только первоочередные: в электроэнергетике, строительстве, на железнодорожном транспорте, в сфере космической деятельности, пожарной безопасности, в области использования атомной энергии.

Закон не предусматривал внесение оперативных изменений в существующие ГОСТы, СНиПы и другие регламентирующие документы. А использование несовершенных, устаревших и не транспарентных с международными нормами правил толкает  предприятия к правовому нигилизму -  они их активно игнорируют, что ведет, в частности, к аварийным ситуациям.  

ФЗ №65 несколько исправляет положение, установив обязательность (а не возможность, как было установлено ранее) использования международных стандартов при разработке проектов технических регламентов, за исключением случаев, когда такое использование невозможно вследствие климатических, географических, технологических особенностей России, либо если РФ выступала против принятия соответствующего международного стандарта (подп. «е» п. 5). А применение на добровольной основе национальных стандартов и (или) сводов правил стало достаточным условием соблюдения требований соответствующих технических регламентов (ст.16, п.9). 

По мнению председателя комитета по экономической политике, предпринимательству и туризму Евгения Федорова, документ делает более прозрачным и четким процесс принятия регламентов, что должно запустить «локомотив, давно стоящий на запасном пути».

 

Госдуме думается

 Парламентарии не останавливаются на достигнутом и вносят очередные штрихи в Закон. Депутаты предлагают исключить из сферы техрегулирования процессы производства, не влияющие на безопасность продукции, а вопросы охраны труда оставить в ведении Трудового кодекса.

Закон не обязывает согласовывать разработанные документы с основными субъектами технического регулирования – производителями оборудования, разработчиками, эксплуатирующими организациями. В результате, каждый проект регламента превращается в рукотворное стихийное бедствие для тех, кому он предназначен. Отсюда естественная реакция торможения принятия законов. По мнению депутатов, процедура общественной экспертизы техрегламентов, принимаемых правительством и Госдумой, должна быть одинаковой и соответствовать международным стандартам.

По Закону технические регламенты устанавливают  исчерпывающие требования как к продукции, так и к процессам ее производства. Это существенно затрудняет подготовку текстов документов, которые надо предварительно согласовывать в десятках инстанций, каждая из которых имеет свой свод нормативных установок и свое представление о содержании техрегламента. Депутаты полагают, что процедура принятия регламентов должна быть по-настоящему публичной, а ведомства должны получить возможность, как и прежде, вносить изменения в ведомственные нормативные акты.

Однако остается проблема - первостепенный закон о приведении правовых актов в соответствие с ФЗ «О техническом регулировании» с 2003 г. так и не достиг Госдумы. И более сотни федеральных законов продолжают противоречить ФЗ «О техническом регулировании», делая реформу технического регулирования бумажной.

 

Деловая общественность зажигает

Желание деловых кругов активно участвовать в разработке и принятии техрегламентов президент РСПП Александр Шохин объясняет тем, что до 2010 г. должны быть приняты первоочередные, соответствующие международным нормам документы, которые затрагивают интересы крупнейших промышленных групп страны.

Чтобы продвинуть реформу техрегулирования, РСПП предлагает:

- подготовить с участием Института законодательства постатейный комментарий мер по реализации ФЗ  «О техническом регулировании»;

- провести анализ соответствия смежных законодательных актов с ФЗ «О техническом регулировании»;

- определить первоочередные регламенты по безопасности социально значимой продукции и разработать их с участием российской промышленности;

- подготовить предложения по исключению дублирования функций государственного контроля и надзора за объектами технического регулирования;

- определить комплекс мер по активизации работ по актуализации и гармонизации национальных стандартов;

- разработать экономические меры по стимулированию участия бизнеса в разработке национальных стандартов и созданию условий для перехода отечественных предприятий на международные стандарты;

- создать единую систему аккредитации, интегрированную в международную;

- создать информационный центр по техническим барьерам в торговле, санитарным и фитосанитарным мерам в соответствии с требованиями ВТО;

- активизировать участие России в Международной организации по стандартизации ISO, Международном форуме по аккредитации IAF, Международной организации по аккредитации лабораторий ILAC, Международной электротехнической комиссии IEC и Межгосударственного Совета по стандартизации, метрологии и сертификации и его технических комитетах.

Предложения депутатов и деловых кругов, несомненно, заполнят правовые и организационные пробелы в реформе техрегулирования, но как бы не случилось так, что доводка Закона, дополнительные согласовательные инстанции и дискуссии затянут процесс принятия техрегламентов.

 

Справка

Общее количество действующих национальных стандартов (ГОСТ, ГОСТ Р) 25654

на народохозяйственную продукцию 23038

на военную продукцию 2616

международные стандарты 14676

национальные стандарты зарубежных стран 195063

 

Программа разработки  технических регламентов утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.05.2006 №781-р  и предусматривает разработку 181 проекта техрегламентов.

По состоянию на 19.06.2007 г. из 181 проекта техрегламентов:

81 - проходит процедуру согласования или публичного обсуждения;

76 - в стадии разработки;

33 – проходят проверку и готовятся к конкурсу.

По данным Ростехрегулирования, к 19.05.2007 г. поступило 216 уведомлений о начале разработки проектов технических регламентов.

3 проекта ФЗ специальных техрегламентов: «О масложировой продукции, ее производстве, хранении, перевозке, реализации и утилизации», «На табачную продукцию», «О молоке, продуктах его переработки, их производстве и обороте» прошли первое чтение в Госдуме России.