Вот «приусадебный участок» — это что? Так и хочется спросить: при чем этот самый участок? Вроде должен быть при усадьбе. А что нынче значит «усадьба», еще разбираться надо. В этом деле, как говорится, Фонд «Общественное мнение» нам в помощь: недавно он распутывал клубок с загородной недвижимостью россиян.
Если обратиться к нашему «великому и могучему» насчет понятия «усадьба», то обнаружим, естественно, богатое множество определений и синонимов. К примеру, в русской архитектуре это комплекс жилых, хозяйственных, парковых и других построек, составляющих единое хозяйственное и архитектурное целое. А вот помещичья усадьба включает барский дом с флигелем, обслуживающие постройки, конюшни, сараи, оранжереи, парк…
И ведь, согласитесь, не скажешь, что все это быльем поросло. Пусть их немного, но есть среди нас граждане, стремящиеся возродить былые традиции. Разве что у них в хозяйственно-архитектурных ансамблях рядом с конюшнями (или вместо них) построили гаражи. Но действительно, этот классический жанр усадьбы сегодня довольно редок.
Продолжив изыскания, мы увидим, что под усадьбой также понимается дом на селе с примыкающими к нему строениями, службами и угодьями. А некоторые словари синонимов отсылают не только в прошлое («имение», «поместье», «вотчина»), но и в настоящее.
Очень, например, плодотворен «совет» обратиться к слову «дом». Здесь мы найдем в одном ряду как «дворец», «вилла», «хоромы», так и «дача», «загородный дом», даже «лачуга», «мазанка», «будка», «шалаш», «чум»… И что интересно, судя по исследованию ФОМ, многие определения из нескольких десятков актуальны для характеристики нашей загородной собственности, так сказать, приусадебных участков.
Думаете, не найти синонима такому чуду дачной архитектуры, как вагончик? Ничуть! «Кибитка» (дом на колесах) аналог ему. Так вот, согласно соцопросу, среди владельцев загородной собственности 2% граждан имеют на участке вагончик или бытовку. Еще 8% называют свою постройку дачей, 7 — владеют домом в деревне, а 5% — на садовом участке. Целых же 79% граждан не имеют никакой загородной недвижимости. Даже статпогрешность в 3,6% принципиально эту картину не меняет.
Вряд ли кого удивит, что обладателей загородных участков тем больше, чем крупнее населенный пункт их постоянного проживания: в небольших городах их 19%, в крупных — 27, а в мегаполисах — уже 33%. Дело здесь не только в том, что сумасшествие урбанизации толкает в загородную тишь, но и в концентрации более весомых доходов граждан. Не случайно 53% москвичей имеют за городом «вторую недвижимость» (кстати, 4% из них отдыхают в бытовках и вагончиках).
Но давайте перейдем теперь к показателям, которые могут глубже просветить относительно качества «усадьб» россиян. Уже «теплее» от данных, что 43% их владельцев добираются на «фазенду» собственным авто- и мототранспортом, а 41% — общественным. Куда познавательнее, конечно, бытовые удобства (см. диагр. 1). Думается, наличие канализации наиболее показательно — значит, есть и все остальное (ну не газовая, так электроплита).
Опять же, размер участка имеет значение. Судя по всему, у большинства хозяев (10%) «нарезка» еще советская — до 6 соток, 7—10 соток — у 5%, 11—20 — у 4, полное же раздолье — больше 20 соток — обеспечили себе 2% владельцев. И вряд ли 1% затруднившихся с ответом — это те, кто «заблудился» в своих парках и лугах.
Другое дело, оценка стоимости «усадьб» (присмотритесь к диаграмме 2 — очень интересно, может, и себя там обнаружите). Самый высокий столбик (8%) — затруднившиеся с ответом или незнающие. Здесь, вполне возможно, есть и «затруднившиеся»…
Вот российская общественность с тревогой ожидает введения налога на недвижимость, считать который будут исходя из кадастровой, рыночной стоимости. Направлен он в первую голову на основное жилье, но и мимо загородной недвижимости вряд ли промахнется. Власти, конечно, заверяют, что обременит он прежде всего богатых россиян — примерно 10%. Как оно выйдет, еще посмотрим. Но что очевидно, нефундаментальные строения (то бишь без фундамента) по закону к недвижимости не отнесешь. А даже и «если что»: «запряг» вагончик, «под мышку» бытовку — и вперед!..
Но главное все же в другом. Вне зависимости от того, какие у кого на загородных участках «архитектурные ансамбли», вечера в России во всех смыслах, как всегда, «упоительны», а за умеренную плату можно позволить себе и «хруст французской булки».
Лепота, одним словом…