Арьергарду — помощь, авангарду — воля вольная

Конкурентоспособные регионы — конкурентоспособная страна
| статьи | печать

Заканчивается период фактического отсутствия в стране осмысленной региональной политики, о чем регулярно писала «ЭЖ». Деятельность органов государственной власти и общественности переходит в фазу формирования стратегии развития субъектов РФ на основе обновляющейся методологической и методической базы.

 

Год назад на заседании Госсовета было предложено принять Федеральный закон об организации разработки и реализации государственной региональной политики, поскольку необходима общедоступная методическая база по всему кругу вопросов планирования. 

Законопроект не подготовлен. Нет и единой методической основы стратегического планирования.

Между тем межведомственная комиссия (МВК) Минрегиона рассмотрела уже стратегии развития почти 60 субъектов Федерации. И очень важно именно сейчас:

·       проанализировать основные положения доступных методических материалов, которые используют субъекты России;

·       выявить характерные проблемы, которые возникли перед региональными администрациями при разработке стратегических документов;

·       предложить субъектам оригинальный подход и обобщенную методическую базу для формирования стратегий инновационного развития, подготовленную разными исследовательскими центрами, в частности проблемной рабочей группой по прогнозированию и стратегическому планированию экономического развития российских регионов при Совете Федерации.

Основным документом стратегического планирования регионального развития является одобренная Правительством РФ 30 июня 2005 г. Концепция стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации. Второй документ — Требования (технический стандарт) к стратегии социально-экономического развития субъекта РФ — остается пока в проекте.

Концепция — теоретический документ, представляющий обстоятельную модель регионального развития в видении центра. Но он имеет принципиальные ограничения.

Во-первых, стратегия регионального развития в условиях федеративного государства и формирующегося гражданского общества не сводится к стратегии управления региональным развитием со стороны федерального центра. Очевидно, что государство должно иметь свою стратегию, в первую очередь в плане пространственного и отраслевого развития.

Сложившаяся мировая практика признает за государством региональную политику, направленную на поддержание прежде всего депрессивных и проблемных регионов, при этом стратегия развития благополучных территорий является прерогативой самих регионов.  

Во-вторых, при недостатке финансовых, кадровых и других ресурсов государство подходит к регионам только с позиции руководства и управления, что недостаточно эффективно. При сохранении за государством административной функции более действенной является позиция организации регионального развития, но уже со стороны сложного «общественно-государственного» позиционера, что предполагает качественно более высокий уровень соорганизации госорганов и всех активных центров власти в обществе.

В-третьих, Концепция недостаточно подкреплена механизмами и инструментами для реализации. Главным условием ее воплощения в жизнь является разработка Генеральной схемы пространственного развития Российской Федерации. Судя по тексту Концепции, такая схема может появиться не ранее 2009 г. Таким образом, вся работа регионов по формированию стратегий, завершающаяся в 2007 г., лишена механизма реализации.

Следует отметить, что идейным стержнем стратегии является концепция пространственного развития. Но этого недостаточно для выработки целостной региональной политики. Целостное стратегирование не может быть проведено в рамках отраслевых министерств, поэтому необходимо перевести эту задачу на другой — общественно-государственный и, что не менее важно, прозрачный сетевой уровень.

Пространственное развитие как инструмент системно-структурного преобразования территорий с позиции федерального центра изначально предполагает приоритет федеральной власти в реализации программ и проектов при подчиненной роли регионов.

Весь опыт реформ, реализуемых федеральной властью, говорит о недостаточной проработке и эффективности принимаемых решений. В качестве механизмов реализации программных разработок регионам предлагаются финансовые схемы, встроенные в те или иные программы федерального и регионального уровня. Хотя и очевидно, что такой механизм действует непрозрачно и нестабильно.

Главное сейчас — это замена используемых показателей на индикаторы реальной конкурентоспособности и переход от государственной к общественно-государственной стратегии.

В условиях глобализации и обострения конкуренции между ведущими странами мира в политической, экономической, военной и других сферах, особенно в преддверии вступления в ВТО, перед Россией возрастает угроза оказаться в ряду неконкурентоспособных стран с зависимой экономикой и ограниченным суверенитетом. 

Конкуренция между странами и регионами происходит в основном не в материальной сфере. Лидерство в области идей, стратегий, проектов, внедрения собственных стандартов, воздействия на сознание способно обеспечить прорыв в экономике и социальной политике регионов и страны в целом.

Этот постулат стал отправным пунктом при подготовке методической основы проекта инновационного развития регионов — «Конкурентоспособный регион как точка роста конкурентоспособности России».

Он предусматривает внедрение эффективных механизмов административного управления посредством модернизации властных структур.

Далее вектор региональных стратегий нужно ориентировать на обеспечение экономической, в том числе инвестиционной, и социальной привлекательности территорий, повышения уровня жизни путем реформирования социальной сферы.

При таком подходе закладывается основа для постоянного обновления стратегии по мере реализации намеченного, что снижает риски по всем направлениям — политическому, экономическому, человеческому.