Заканчивается период фактического отсутствия в стране осмысленной региональной политики, о чем регулярно писала «ЭЖ». Деятельность органов государственной власти и общественности переходит в фазу формирования стратегии развития субъектов РФ на основе обновляющейся методологической и методической базы.
Год назад на заседании Госсовета было предложено принять Федеральный закон об организации разработки и реализации государственной региональной политики, поскольку необходима общедоступная методическая база по всему кругу вопросов планирования.
Законопроект не подготовлен. Нет и единой методической основы стратегического планирования.
Между тем межведомственная комиссия (МВК) Минрегиона рассмотрела уже стратегии развития почти 60 субъектов Федерации. И очень важно именно сейчас:
· проанализировать основные положения доступных методических материалов, которые используют субъекты России;
· выявить характерные проблемы, которые возникли перед региональными администрациями при разработке стратегических документов;
· предложить субъектам оригинальный подход и обобщенную методическую базу для формирования стратегий инновационного развития, подготовленную разными исследовательскими центрами, в частности проблемной рабочей группой по прогнозированию и стратегическому планированию экономического развития российских регионов при Совете Федерации.
Основным документом стратегического планирования регионального развития является одобренная Правительством РФ 30 июня
Концепция — теоретический документ, представляющий обстоятельную модель регионального развития в видении центра. Но он имеет принципиальные ограничения.
Во-первых, стратегия регионального развития в условиях федеративного государства и формирующегося гражданского общества не сводится к стратегии управления региональным развитием со стороны федерального центра. Очевидно, что государство должно иметь свою стратегию, в первую очередь в плане пространственного и отраслевого развития.
Сложившаяся мировая практика признает за государством региональную политику, направленную на поддержание прежде всего депрессивных и проблемных регионов, при этом стратегия развития благополучных территорий является прерогативой самих регионов.
Во-вторых, при недостатке финансовых, кадровых и других ресурсов государство подходит к регионам только с позиции руководства и управления, что недостаточно эффективно. При сохранении за государством административной функции более действенной является позиция организации регионального развития, но уже со стороны сложного «общественно-государственного» позиционера, что предполагает качественно более высокий уровень соорганизации госорганов и всех активных центров власти в обществе.
В-третьих, Концепция недостаточно подкреплена механизмами и инструментами для реализации. Главным условием ее воплощения в жизнь является разработка Генеральной схемы пространственного развития Российской Федерации. Судя по тексту Концепции, такая схема может появиться не ранее
Следует отметить, что идейным стержнем стратегии является концепция пространственного развития. Но этого недостаточно для выработки целостной региональной политики. Целостное стратегирование не может быть проведено в рамках отраслевых министерств, поэтому необходимо перевести эту задачу на другой — общественно-государственный и, что не менее важно, прозрачный сетевой уровень.
Пространственное развитие как инструмент системно-структурного преобразования территорий с позиции федерального центра изначально предполагает приоритет федеральной власти в реализации программ и проектов при подчиненной роли регионов.
Весь опыт реформ, реализуемых федеральной властью, говорит о недостаточной проработке и эффективности принимаемых решений. В качестве механизмов реализации программных разработок регионам предлагаются финансовые схемы, встроенные в те или иные программы федерального и регионального уровня. Хотя и очевидно, что такой механизм действует непрозрачно и нестабильно.
Главное сейчас — это замена используемых показателей на индикаторы реальной конкурентоспособности и переход от государственной к общественно-государственной стратегии.
В условиях глобализации и обострения конкуренции между ведущими странами мира в политической, экономической, военной и других сферах, особенно в преддверии вступления в ВТО, перед Россией возрастает угроза оказаться в ряду неконкурентоспособных стран с зависимой экономикой и ограниченным суверенитетом.
Конкуренция между странами и регионами происходит в основном не в материальной сфере. Лидерство в области идей, стратегий, проектов, внедрения собственных стандартов, воздействия на сознание способно обеспечить прорыв в экономике и социальной политике регионов и страны в целом.
Этот постулат стал отправным пунктом при подготовке методической основы проекта инновационного развития регионов — «Конкурентоспособный регион как точка роста конкурентоспособности России».
Он предусматривает внедрение эффективных механизмов административного управления посредством модернизации властных структур.
Далее вектор региональных стратегий нужно ориентировать на обеспечение экономической, в том числе инвестиционной, и социальной привлекательности территорий, повышения уровня жизни путем реформирования социальной сферы.
При таком подходе закладывается основа для постоянного обновления стратегии по мере реализации намеченного, что снижает риски по всем направлениям — политическому, экономическому, человеческому.