МЧС устало разбираться с ЧС в одиночку

Аварии на Кузбассе заставили Правительство вспомнить о законопроекте по ОПО
| статьи | печать

Спайка местных отделений МЧС и «дружеских» им страховых компаний в случае принятия закона по ОПО может помешать честной конкуренции в этом сегменте страхового рынка.

 

Банковский комитет Госдумы рекомендовал принять во втором чтении законопроект «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (ОПО). Как заверил журналистов начальник отдела регулирования страховой деятельности Департамента финансовой политики Минфина Василий Олимпиев, во втором чтении законопроект по ОПО скорее всего будет принят в ближайшую неделю.

Законопроект, являющийся любимым детищем депутата Госдумы и главы ВСС Александра Коваля, шел к своему второму чтению 1,5 года, встречая на пути сопротивление как со стороны Правительства, обнаружившего в первой редакции слишком «благоприятное поле для развития коррупции», так и со стороны промышленников — владельцев ОПО, не заинтересованных в повышении обязательных страховых платежей.

Невзирая на немалые усилия авторов проекта, процесс согласования всех имеющихся поправок постоянно затягивался, пока в игру не вступил министр по чрезвычайным ситуациям Сергей Шойгу. После череды аварий на кузбасских шахтах он направил Владимиру Путину письмо, в котором обращал внимание Президента на то, что независимая система оценки рисков создана, но не может работать из-за отсутствия закона об ОПО, к которому должна быть привязана.

Сразу после этого маневра по поручению главы Правительства Михаила Фрадкова ведомствам было поручено до 25 июня согласовать все вопросы по законопроекту и доложить Президенту об исполнении.

Как это часто случается, от первоначального варианта законопроекта мало что осталось: по словам А. Коваля, он был переработан на 95%. В рекомендованном ко второму чтению тексте в списке опасных объектов появились горные работы, к которым относится эксплуатация шахт.

Значительно повысились объемы ответственности по отдельным объектам, которые в первой редакции составляли до 1,7 млрд руб. В предлагаемой сейчас редакции выбор размера страхового покрытия зависит от наличия разработанной или действующей декларации промышленной безопасности (для металлургических, горнодобывающих и обогащающих производств) или декларации гидротехнических сооружений и доходит до 6,5 млрд руб. (в случаях, когда максимальное число пострадавших в результате аварии превысит 3 тыс. человек).

Страховые тарифы и коэффициенты к ним будет устанавливать Правительство. Как предполагает автор законопроекта
А. Коваль, средний размер базового тарифа составит порядка 0,2% от объема ответственности, при этом весь рынок ОПО после принятия закона глава ВСС оценивает в 14—17 млрд руб. ежегодной премии.

По мнению главы Банковского комитета Госдумы Владислава Резника, в переработанной редакции законопроект выгоден не страховщикам, а населению, живущему или работающему вблизи (или на) ОПО: «Если закон примут, то размер выплат, которые будут вынуждены осуществлять страховщики, вырастет в 140 раз, а размер премии — в 9 раз», — сказал он после заседания Комитета 13 июня.

Несмотря на все вышесказанное, сомнения, что законопроекту удастся этим летом выйти на финишную прямую, остаются. Это объясняется тем, что, хотя все согласны с необходимостью законопроекта, он потребует слишком больших денежных затрат как со стороны бюджета (по государственным ОПО), так и от владельцев частных ОПО.

Можно не сомневаться, что если противникам законопроекта не удастся и дальше тормозить его продвижение через Госдуму, то они сделают все возможное, чтобы максимально отсрочить его вступление в действие: по словам экспертов, речь скорее всего пойдет о 2009—2012 гг.

В первую очередь заставят застраховаться частников, в последнюю — бюджетные организации. И тогда настанет черед регулятора следить за честной конкуренцией в новом богатом сегменте страхового рынка, поскольку уже сейчас промышленники жалуются на то, что в регионах местные представители МЧС часто «крышуют» «свои» страховые компании, настойчиво рекомендуя застраховаться у них.

С самыми добрыми намерениями закон усилит позиции химнадзора, госпожнадзора и прочих «надзоров», а значит, увы, откроет массу возможностей для коррупционного творчества инспекторов — представителей этих организаций на местах. Ведь если речь идет о полисах ценой в сотни тысяч и миллионы рублей, существует опасность, что коррупционное давление на рынок будет возрастать пропорционально росту страховых сборов. 

 

 

Статистика чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации за 2006 г.

В 2006 г. в Российской Федерации произошло 2847 чрезвычайных ситуаций, в том числе 2541 техногенного, 261 природного и 44 биолого-социального характера, а также 1 крупный террористический акт.

В результате произошедших чрезвычайных ситуаций погибли 6043 человека и пострадали 8150 человек. Материальный ущерб, причиненный чрезвычайными ситуациями, составил 2347,5 млн руб.

ИСТОЧНИК: МЧС РОССИИ