Все проекты по внедрению ИТ-систем преследуют одну цель — рост эффективности бизнес-процессов и, как следствие, рентабельности коммерческой деятельности. Но прежде чем говорить о выгоде каких-либо внедрений, необходимо научиться их оценивать.
Заказчики, говоря об экономическом эффекте, прежде всего подразумевают величину прироста выгоды либо соответствующего сокращения издержек в результате построения или реинжиниринга бизнес-процессов организации.
Соответственно поставленная задача определения экономического эффекта от внедрения ИТ-системы может быть решена путем расчета разницы между выгодами, планируемыми к получению в результате ее эксплуатации на протяжении некоторого периода времени, и расходами на ее разработку, внедрение и эксплуатацию в течение него же.
Качественный эффект
Выделяют три основные группы методов оценки экономического эффекта от внедрения ИТ-системы: финансовые (количественные), качественные и вероятностные. Автоматизация носит сложный и неоднозначный характер, и далеко не по каждому бизнес-процессу можно оценить финансовую составляющую эффекта от внедрения. Поэтому применение всех трех групп методов в совокупности дает наиболее объективную оценку.
Качественный эффект от внедрения ИТ-системы проявляется в том, что высвобождается рабочее время, прежде заполненное выполнением чисто механических функций, которое теперь можно использовать с большей эффективностью, увеличив производительность труда и уделяя дополнительное внимание управлению качеством.
Кроме того, автоматизация мотивирует сотрудников на проведение реинжиниринга внутренних бизнес-процессов предприятия, позволяет привести их в соответствие с международными стандартами (см. «ЭЖ» № 15, стр. 32).
Существует несколько способов оценки качественного эффекта. Первый из них получил название метода информационной экономики (Information Economics). Топ-менеджмент компании и ИТ-служба совместно организуют некую систему координат – определяют приоритеты в развитии бизнеса компании и приоритеты проектных критериев – еще до рассмотрения ИТ-проекта. Последний оценивается на соответствие разработанным критериям.
Метод хорош тем, что ожидаемый качественный эффект от проекта сравнивается с желаемыми итогами.
Чтобы несколько уменьшить уровень абстракции, этот метод часто объединяют с технологией управления портфелем проектов внедрения ИТ-систем, когда эффекты рассматриваются по всему портфелю в целом.
Еще больше конкретики в этот подход вносит метод, получивший название IT Scorecard. Его идея состоит в том, чтобы адаптировать подход сбалансированной системы показателей (Balance Scorecard — BSC) для ИТ-отдела. Как и в традиционном BSC, так и в IT Scorecard выбираются четыре сбалансированных направления («перспективы» в терминологии BSC) влияния ИТ на коммерческую деятельность компании.
В классическом варианте эти направления следующие: помощь в развитии бизнеса, повышение качества продукции (как для внутренних, так и для внешних потребителей), повышение качества принятия решений и рост производительности труда.
Затем, как и в BSC, по каждому направлению определяются цели – ориентиры, характеризующие желаемое место ИТ в бизнесе компании в будущем. Именно эти цели, составляющие стратегию развития ИТ-отдела, будут трансформированы на операционный уровень, то есть в конкретные внедрения. По сути, это те же приоритеты проектных критериев, что и в методе информационной экономики, только сгруппированные по направлениям.
Наконец, как в классическом BSC из целей вытекают инициативы, так и цели ИТ-отдела определяют, будет ли проект внедрения системы эффективен в разрезе приближения к одной или нескольким целям.
Однако какими бы сказочно прекрасными ни казались выгоды от внедрения автоматизированной системы на словах, решающий голос остается за цифрами – то есть за деньгами.
Денежный эквивалент
Одним из наиболее наглядных финансовых показателей экономического эффекта является величина чистой текущей стоимости денег (NPV – Net Present Value). Она показывает, какова стоимость вероятной прибыли ИТ-проекта за весь срок его реализации в текущих ценах (см. формулу 1).
Величину затрат на внедренческий проект можно рассчитать и с помощью алгоритмических методов. Самым популярным среди них является комплексный подход, основанный на опыте реализации многих проектов. Речь идет о методике конструктивной модели стоимости (Constructive Cost Model — COCOMO), разработанной в 1981 г. Барри Боэмом, усовершенствованной в 1997 г. и ставшей стандартом де-факто.
Согласно этой модели величина затрат измеряется по формуле 2.
Степень b в формуле 2 рассчитывается с учетом пяти показателей, приведенных в таблице 2. Каждому из них присваивается оценка от 0 (высшая) до 5 (низшая) баллов, после чего они суммируются, результат делится на 100 и прибавляется к числу 1,01.
Количество строк программного кода можно оценивать различными средствами (метод функциональных точек, взвешенных объектных точек), в том числе в сравнении с аналогичными проектами.
После того как получено число человеко-месяцев, достаточно умножить его на стоимость оплаты одного из них, в результате чего получаем сумму затрат на разработку ИТ-системы.
Если речь идет не о создании системы с нуля, а о внедрении существующего ИТ-средства, то в указанные формулы можно внести корректировки, сократив количество строк кода (писать который скорее всего все же понадобится в процессе настройки), исключив ряд множителей (например, PDIF) и добавив стоимость лицензий. Также необходимо учесть издержки на обучение персонала и техническую поддержку работы системы. Методы расчета выгод от внедрения ИТ-системы «ЭЖ» рассмотрит в одной из следующих публикаций.
Выгода
Важно отметить, что не всегда экономический эффект можно выразить в денежном эквиваленте, а если это и удается, то зачастую цифры носят ориентировочный характер и нуждаются в постоянной корректировке по мере выполнения проекта.
Кроме того, на выгоды полезно смотреть с точки зрения перспективы — иногда стоит пожертвовать сиюминутными прибылями ради долгосрочного успеха, который не всегда приходит в обличье дензнаков. Это особенно актуально для сферы ИТ: даже убыточный, по расчетам, проект может подарить процветание в информационном будущем. Ведь глядишь – а оно уже наступило.