Недавно министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф заявил, что его ведомство подготовило поправки
в законодательство, касающиеся введения финансовой ответственности учредителей и директоров за нарушения, допущенные их компаниями. Об этой инициативе читателям «ЭЖ» рассказал заместитель директора Департамента корпоративного управления Минэкономразвития РФ Дмитрий Скрипичников.
Почему возникла необходимость введения ответственности учредителей фирм? Связано ли это с появлением большого количества фирм-«однодневок»? Существует ли какая-либо статистика по ним: их количество, задолженность по налогам и т.п.?
— Дать объективную оценку количества фирм-«однодневок» фактически невозможно. Существует общая статистика по регистрации вновь создаваемых юридических лиц и о размере налоговой задолженности, а также экспертная оценка того, сколько юрлиц учреждается с преступными материями. Однако при любой оценке количество создаваемых с целью неисполнения обязанностей по уплате налогов, легализации незаконно полученных доходов фирм весьма велико.
По нашему мнению, одна из причин указанных выше злоупотреблений корпоративной формой ведения предпринимательской деятельности — возможность уклонения от исполнения обязательств юридическими лицами и их учредителями и неэффективность механизмов привлечения к ответственности данных лиц.
Какие конкретно меры ответственности вводятся для учредителей? За какие правонарушения?
— Планируется отнесение составов административных правонарушений в области законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к группе составов, в отношении которых может устанавливаться повышенный по сравнению с действующей редакцией КоАП РФ размер штрафов, причем в отношении физических лиц максимальный размер устанавливается на уровне 100 МРОТ. Также планируется расширить перечень составов, влекущих назначение наказания в виде дисквалификации.
Предполагается дополнение перечня правонарушений, предусмотренных ст. 14.25 КоАП, двумя новыми составами:
· квалифицированным, предусматривающим ответственность в виде штрафа или дисквалификации за систематическое нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
· особо квалифицированным, предусматривающим ответственность в виде дисквалификации за непредставление либо представление заведомо недостоверных сведений о месте нахождения юридического лица, в результате чего невозможно осуществление связи с юридическим лицом.
Также предполагается ввести новый административный состав — неисполнение обязанностей по ликвидации юридического лица (такая обязанность вводится законопроектом), предусматривающий наказание в виде штрафа, а при систематичности — штрафа или дисквалификации.
Одновременно уточняется, что непринятие мер по расторжению договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на управление юридическим лицом грозит наложением на него административного штрафа или влечет за собой административное приостановление деятельности.
Учредители каких именно юридических лиц будут нести ответственность (ООО, ОДО, другие организационно-правовые формы)? Какую ответственность и за что именно будут нести директора и главбухи?
— Ответственность за нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей будут нести учредители юрлиц вне зависимости от организационно-правовой формы.
В части ликвидации и банкротства предусматривается уточнение оснований ответственности менеджеров, а также процессуальных средств доказывания для истцов.
Так, в проекте уточняются обязанности руководителя и порядок привлечения к ответственности за их нарушение. В частности, речь идет об обязанностях ведения и хранения документов бухгалтерского учета, уведомления кредиторов о ликвидации, уведомления участников и акционеров о неплатежеспособности общества.
В связи с тем что на практике доказывание вины в коммерческих отношениях затруднено, предлагается перераспределять бремя доказывания при нарушении руководителем обязанностей, например, по ведению бухгалтерского учета и хранению отчетности, уведомлению кредиторов, а также уведомлению участников (акционеров) о неплатежеспособности. При этом, говоря о менеджерах, мы имеем в виду и бывших руководителей, и «теневых» руководителей.
Очевидно, что не всегда руководитель самостоятельно принимает управленческие решения. Нередко руководитель — только номинальный менеджер. Законопроект дает возможность кредиторам и налоговым органам при банкротстве и ликвидации доказывать, что действия организации-должника, которые нарушили право кредиторов получить взыскание по обязательствам за счет имущества должника, совершались на основании решений, принимаемых под влиянием третьих лиц («теневыми» руководителями). С процессуальной точки зрения это достаточно сложно доказать, однако, как показывает зарубежная практика применения аналогичных норм, возможно.
Предусматривается также введение ответственности за нарушение обязанности ликвидации юридического лица. Это связано с внесением в Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ст. 21.1, устанавливающей внесудебный порядок ликвидации. Указанной статьей введен «срок ожидания» 1 год для ликвидации недействующей организации, который меньше общего срока исковой давности (3 года). В результате менеджеры юридического лица, не желающие исполнять обязательства, оказываются заинтересованными во внесудебной ликвидации юрлица регистрирующим органом в целях освобождения от ответственности.
Будут ли изменены процедура и сроки регистрации юридических лиц? Планируется ли дать органам ФНС право проверять сведения, представленные учредителями, адреса создаваемых организаций и т.п.?
— Процедура и сроки госрегистрации юридических лиц при создании изменены не будут. Вместе с тем отмечу, что первоначально существовало предложение о введении процедуры приостановления государственной регистрации для проверки определенного перечня сведений о юридическом лице, но после длительных дискуссий большинство экспертов и госорганов отказались от данного предложения, предвидя в таком механизме высокий потенциал для коррупции.
Не противоречит ли ответственность учредителей положениям Гражданского кодекса?
— Ответственность лиц, которые определяли действия юридического лица или давали обязательные указания, уже предусмотрена в ст. 56 ГК РФ, ст. 10 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», а также в законах об ООО, АО и о банкротстве кредитных организаций. Практике известны случаи, когда учредители и участники общества фактически осуществляли функции по ведению его дел, и они не редкость. Поэтому уместнее говорить о том, что законопроектом уточняется положение п. 3 ст. 56 ГК о субсидиарной ответственности учредителей юридического лица.
В какие именно законодательные акты планируется внести поправки?
— Основные законы, в которые вносятся изменения, — ГК РФ, федеральные законы о банкротстве, о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, об ООО, об АО и ряд других законов.
Когда планируется внести поправки в Госдуму? Когда они должны вступить в силу?
— Это сложно спрогнозировать. По сути это пакет законопроектов, которые находятся в стадии подготовки. Но хочу отметить, что один из проектов (уточняющий положения об ответственности менеджеров при банкротстве юридического лица), согласованный заинтересованными ведомствами, уже представлен в Правительство РФ.