Об отдельных вопросах исчисления налога на прибыль, ЕСН и налога на имущество
1. Организация осуществляет перевозки грузов морским грузовым транспортом. На балансе организации числится два транспортных рефрижератора, которые внесены в Российский международный реестр судов (РМРС) 25.01.2007, о чем выдано свидетельство от 29.01.2007. Правомерно ли исключить из налоговой базы по налогу на прибыль доходы, которые получены по сделкам, заключенным до 25.01.2007, если их фактическое завершение произошло после 25.01.2007? Учитываются ли в целях исчисления налога на прибыль расходы на выплату заработной платы береговым работникам (руководитель компании, работники бухгалтерии, работники снабжения), на содержание офиса компании, а также иные расходы, связанные с деятельностью компании, учитывая положения п. 48.5 ст. 270 НК РФ? Организация планирует также осуществление грузовых перевозок автомобильным транспортом по территории РФ. Как в данном случае будут распределяться общехозяйственные расходы, которые нельзя непосредственно отнести к конкретному виду деятельности, при исчислении налога на прибыль? 2. Облагаются ли ЕСН выплаты, начисляемые в пользу членов экипажа судна по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, связанных с обслуживанием, ремонтом и эксплуатацией судов? 3. Учитывая п. 18 ст. 381 НК РФ, следует ли при определении налоговой базы по налогу на имущество организаций в
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.
1. По налогу на прибыль организаций.
В соответствии с подп. 33 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) при определении налоговой базы не учитываются доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов (далее — РМРС). Для целей гл. 25 Кодекса под эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС, понимается использование таких судов для перевозок грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг при условии, что пункт отправления и (или) пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации, а также сдача таких судов в аренду для оказания таких услуг.
Согласно п. 48.5 ст. 270 Кодекса к расходам, не учитываемым в целях налогообложения, относятся расходы судовладельцев на обслуживание, ремонт и иные цели, связанные с содержанием и эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС.
Таким образом, положения вышеуказанных статей относятся к судам, зарегистрированным в РМРС, используемым для перевозок грузов, пассажиров и их багажа и оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг.
Учитывая изложенное, исходя из информации, приведенной в письме, полагаем, что доходы судовладельцев, полученные от эксплуатации судов, до регистрации в РМРС подлежат налогообложению в общеустановленном порядке.
В связи с тем что единственным видом деятельности организации является эксплуатация судов, зарегистрированных в РМРС, расходы на выплату заработной платы береговым работникам (руководитель компании, работники бухгалтерии, работники снабжения), на содержание офиса компании, а также иные расходы, связанные с деятельностью компании, следует рассматривать как расходы, связанные с содержанием и эксплуатацией судов, зарегистрированных в РМРС. Указанные расходы на основании п. 48.5 ст. 270 Кодекса для целей налогообложения прибыли не учитываются.
В случае если организация, эксплуатирующая суда, зарегистрированные в РМРС, осуществляет также и иные виды деятельности (перевозки автомобильным транспортом), то для целей налогообложения прибыли не учитываются расходы, относящиеся непосредственно к деятельности по эксплуатации судов, зарегистрированных в РМРС.
В соответствии с п. 1 ст. 272 Кодекса расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.
Учитывая изложенное, по нашему мнению, общехозяйственные расходы, которые нельзя непосредственно отнести к конкретному виду деятельности, должны распределяться налогоплательщиком самостоятельно пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика. При этом часть общехозяйственных расходов, относящаяся к деятельности по эксплуатации судов, зарегистрированных в РМРС, определенная в вышеуказанном порядке, для целей налогообложения прибыли не учитывается.
2. По единому социальному налогу.
В соответствии с п. 1 ст. 236 Кодекса объектом налогообложения единым социальным налогом для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям, адвокатам, нотариусам, занимающимся частной практикой), а также по авторским договорам.
При этом п. 3 ст. 236 Кодекса установлено, что указанные в п. 1 данной статьи выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.
Учитывая изложенное, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу членов экипажа судна по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, в том числе связанных с обслуживанием, ремонтом и эксплуатацией судов, которые не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде, не облагаются единым социальным налогом.
3. По налогу на имущество.
В соответствии с п. 18 ст. 381 гл. 30 «Налог на имущество организаций» Кодекса освобождаются от налогообложения суда, зарегистрированные в РМРС.
Согласно Кодексу торгового мореплавания Российской Федерации, устанавливающему порядок регистрации судов, в РМРС регистрируются суда, которые используются для международных перевозок грузов, пассажиров и их багажа, а также для оказания иных связанных с осуществлением указанных перевозок услуг (в том числе для сдачи судов в аренду для оказания таких услуг). При этом Правила регистрации судов и прав на них в морских торговых портах утверждены Приказом Минтранса России от 21.07.2006 № 87, которым установлена форма свидетельства о праве плавания под Государственным флагом Российской Федерации (далее — Свидетельство), выдаваемого при регистрации судна в РМРС.
Из письма ООО, основным видом деятельности которого является перевозка грузов морским транспортом, следует, что обществу выдано Свидетельство от 29 января
Согласно ст. 374 и 375 Кодекса налоговая база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость основных средств (движимого и недвижимого имущества), находящихся на балансе налогоплательщика.
При этом п. 4 ст. 376 Кодекса установлено, что среднегодовая (средняя) стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый (отчетный) период определятся как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества на 1-е число каждого месяца налогового (отчетного) периода и 1-е число следующего за налоговым (отчетным) периодом месяца, на количество месяцев в налоговом (отчетном) периоде, увеличенное на единицу.
Учитывая вышеизложенное, считаем, что налоговая льгота по п. 18 ст. 381 Кодекса должна быть предоставлена налогоплательщику в
ЗАМЕСТИТЕЛЬ ДИРЕКТОРА
ДЕПАРТАМЕНТА НАЛОГОВОЙ
И ТАМОЖЕННО-ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
С. РАЗГУЛИН