Жить, известно, вообще для здоровья вредно, а уж заниматься бизнесом — тем более. Бизнес по сути своей — занятие рисковое, а потому нервное. Учитывая же, что предприниматели шагают в авангарде экономического прогресса всего общества, знать, каково им, так сказать, внутренне дышится, — это по-государственному мудро. Прояснять ситуацию на этот счет помогают замеры уровня стресса в бизнес-среде, ежегодно проводимые международной организацией Грант Торнтон Интернешнл (ГТИ). Есть свежие данные…
Число стран, обследуемых ГТИ, не так уж велико — всего 32 государства. На костяк этого «клуба» выпадает львиная доля мировой экономики. Состоит в нем и Россия. Однако о нас чуть дальше. Сначала о тенденциях по миру в целом.
Среднемировой уровень стресса среди бизнесменов хотя и остается высоким, но стабилизировался и даже слегка подсел: после скачка в
Что касается групп стран, стоящих выше и ниже среднемирового показателя, то вывод прошлых лет по-прежнему актуален: в стабильных, благополучных экономиках уровень бизнес-стресса не «зашкаливает» и, наоборот, в стагнирующих или быстро растущих хозяйствах он высок.
Можно отметить некоторые подвижки в этих группах. К примеру, что среди бизнесменов большинства представленных западноевропейских стран уровень стресса умеренно, но снизился. Шведы опять показывают особую «непрошибаемость» (их «стрессовость» остается самой низкой). Можно порадоваться за те страны, где предпринимателям серьезно полегчало: Филиппины (-13%), Ирландия (-11), Канада (-9), Мексика и Япония (по -10%).
России тоже есть чем удивлять. Если в большинстве стран «стрессовость» бизнеса поубавилась, мы показали, можно сказать, ударный рост — наших бизнесменов стало «колотить» на 16% больше и с 12-го места мы внушительно выдвинулись на 4-е! Темпы этого роста чуть не вдвое обогнал рост экономики.
Что же у нас случилось? К сожалению, развернутые данные, из чего складываются «страхи» бизнеса, обычно появляются в сводном отчете по всем исследованиям ГТИ, а этого надо подождать. Попробуем, однако, порассуждать.
Одна из ярчайших черт нашей экономики прошлого года — мощный приток импорта. Исследования же ГТИ касаются в основном среднего бизнеса, который в России чаще всего привязан к внутренним рынкам. И, похоже, становится нашему бизнесу все теснее и сложнее.
Еще два года назад главным стрессовым фактором они называли государственное регулирование и бюрократию (60%). По этой части у нас мало что изменилось. Вспомним хотя бы ударную и, несомненно, успешную прокурорско-налоговую кампанию по воспитанию «зарплатных» должников и вообще по выводу зарплат из «тени». Дело, конечно, важное и нужное, но нервов потрепали бизнесу изрядно.
Что еще интересно. В прошлогоднем исследовании были представлены данные о том, сколько дней отпуска позволяют себе предприниматели разных стран. Выявилась прямая зависимость между длиной отпуска и уровнем стресса: чем короче, тем «страшнее». Правда, эксперты так и не определились, где тут «лошадь», а где «телега». У наших, например, отдых был так себе, 17 дней, что всего на день больше среднемирового показателя, так и уровень стресса тоже был немногим выше среднего. Нынче есть показатели продолжительности рабочей недели.
Пожалуй, здесь явно выраженных зависимостей не наблюдается. Вон индийцы, «пашут» 57 часов и уровень стресса у них один из самых высоких. Но что тогда рядом делают американцы (55) и особенно австралийцы (56 часов)? А самое забавное — посмотрите, где стоим мы (49 часов): бездельничаем меж британцев и испанцев?!
Ну, это с какой стороны посмотреть, дело ведь не только в количестве времени, но и в том, сколь оно насыщено. Давайте поделим уровни стресса бизнесменов на их рабочие часы и назовем этот показатель, скажем, «коэффициент очумелости». Так вот, здесь мы впереди планеты всей вместе с китайцами (1,551 и 1,555 соответственно).
Что тут добавить. Хорошо, что в налоговых инспекциях нормированный рабочий день… И берегите здоровье, бизнесмены!