Проблемы развития малого бизнеса и его государственной поддержки обсуждались на недавнем заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству при Правительстве РФ. С докладом выступил министр экономического развития и торговли Герман Греф. «ЭЖ» публикует его изложение.
В настоящее время Российская Федерация все еще отстает по основным показателям развития сектора малых предприятий от ведущих мировых экономик. Малые предприятия составляют около 50% от общего количества субъектов хозяйственной деятельности, а уровень занятости и вклада в валовой внутренний продукт оценивается экспертами в размере 15—17%, что в 3—4 раза ниже, чем в развитых странах.
Вместе с тем с
По состоянию на 1 января
Но отраслевая структура российского малого бизнеса не может нас удовлетворять.
Торговля и сфера услуг являются здесь наиболее распространенными отраслями: на них приходится более 72% оборота всех малых предприятий. Промышленность и строительство — на втором месте (13,6% и 7%). На другие отрасли приходится менее 10%.
Поэтому важнейшей задачей является изменение структуры видов деятельности малых предприятий. Цель — стимулирование развития малых предприятий в сфере услуг, образовательной сфере, здравоохранении, жилищно-коммунальной сфере, науке, транспорте и связи.
Это должно найти отражение в отраслевых стратегиях развития. Также необходимо разработать совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти специальный комплекс мероприятий на 2008—2010 гг., предусматривающий содействие развитию малого предпринимательства в различных отраслях экономики.
Основными целями деятельности Правительства Российской Федерации до
· сокращение относительного числа малых предприятий, занятых в сфере торговли, — до 25% (в 2 раза по сравнению с
· рост числа предприятий, занятых в сфере услуг, — до 30% (в 2 раза по сравнению с
· увеличение числа предприятий, занятых в сфере науки и информационных технологий, — в 5 раз (с 2% в
· увеличение числа малых предприятий, занятых в здравоохранении и сфере социальных услуг, — в 5 раз (с 1% в
1 Первое, что для этого требуется, — обеспечить доступ малого предпринимательства к финансовым ресурсам.
В
По инициативе Минэкономразвития России Центральный банк России уже скорректировал требования к коммерческим банкам по резервированию средств в случае предоставления кредитов малым предприятиям, а также повысил уровень надежности кредитов малых предприятий, по которым предоставлено соответствующее обеспечение гарантийными фондами, созданными в целях поддержки малого предпринимательства.
В 31 субъекте Российской Федерации при софинансировании федерального бюджета уже созданы гарантийные фонды. Общая сумма кредитных договоров, договоров лизинга, заключенных субъ- ектами малого предпринимательства (более 360 малых компаний), на 1 апреля
Справка
Региональный гарантийный фонд, как правило, формируется в объеме 30—50 млн руб. Уже накоплен значительный опыт взаимодействия с коммерческим банками, которые готовы учитывать гарантии с коэффициентом мультипликации от 2 до 5 раз, что позволяет привлечь в сектор малого бизнеса дополнительно от 120 до 300 млн руб. кредитных ресурсов, поддержать (профинансировать) не менее 300 субъектов малого предпринимательства по каждому фонду. Минэкономразвития России относит формирование гарантийных фондов к числу приоритетов на ближайшую перспективу, к концу
2 Малому бизнесу нужен доступ к инфраструктуре.
Пятая часть предпринимателей определяют как критически важный недискриминационный доступ к недвижимому имуществу и электросетям.
Для его облегчения Минэкономразвития России разработало поправки в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», предусматривающие для субъектов малого бизнеса при участии в приватизационных торгах по продаже арендованного ими имущества оплату приобретаемого имущества в рассрочку на срок до 3 лет и двукратное уменьшение размера задатка.
В Думу внесли законопроект по формированию региональных и муниципальных перечней целевого имущества, предназначенных для предоставления в аренду исключительно субъектам малого предпринимательства.
Для начинающих предпринимателей решающим фактором, влияющим на выживаемость компании, является стоимость арендуемых помещений и комплексная поддержка в первые годы деятельности. Лучшая форма поддержки для таких компаний — услуги бизнес-инкубатора.
В рамках мероприятий по созданию сети региональных и муниципальных бизнес-инкубаторов за 2005—2006 гг. начата реализация 83 проектов. До конца текущего года общее количество финансируемых объектов достигнет 120. Уже начали работу 29 бизнес-инкубаторов общей площадью
За 5—7 лет совместно с региональными правительствами необходимо довести эту цифру до 500 объектов.
Потенциал в расширении доступа малых компаний к инфраструктурным объектам заложен в активизации и поддержке сотрудничества крупных и малых предприятий. Размещение крупными предприятиями доли заказов на производство комплектующих изделий и оказание услуг среди российских малых предприятий, включение малых предприятий в налаженные снабженческо-сбытовые, маркетинговые схемы работы соответствующих крупных предприятий способствуют повышению эффективности деятельности субъектов малого предпринимательства.
Мы готовы софинансировать такие проекты в других регионах страны.
Доступ к электросетям становится первостепенным для открытия нового бизнеса.
Плата за присоединение юридических лиц, например, в Москве составляет 45 000 руб. за один киловатт присоединяемой мощности (без НДС). Так, небольшой ресторан требует для подключения 40 кВт, а это 1 800 000 руб. без НДС.
Минэкономразвития России уже внесен в Правительство Российской Федерации ряд предложений по снижению платы за присоединение, в том числе по:
· внесению изменений в Налоговый кодекс — в части отнесения выручки от присоединений на результаты финансовой деятельности сетевых компаний, не облагаемых налогом на прибыль;
· расширению публичности механизма присоединений — в части опубликования в средствах массовой информации планируемых и фактических мест присоединении, а также существенных условий по присоединению абонентов;
· выплате субсидий предпринимателям за счет средств федерального и региональных бюджетов (за счет средств на государственную программу поддержки малого предпринимательства).
3 Половина опрошенных предпринимателей (51%) склонны полагать, что развитие малого предприятия в основном зависит от самих предпринимателей, их квалификации и собственных ошибок. В решении данного вопроса деятельность органов власти должна быть сосредоточена на двух основных направлениях:
· помощь действующим предпринимателям в повышении образовательного уровня;
· популяризация предпринимательской деятельности, особенно среди школьников и студентов.
Представляется целесообразным использовать возможности Государственного плана подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства и инфраструктуру Комиссии для организации специализированной подготовки руководителей малых предприятий ежегодно (до 3000 человек).
Обучение предпринимательству на современном этапе требует создания единой образовательной и информационно-методической системы поддержки малого предпринимательства. В этой связи удачным примером является программа создания и поддержки школьных компаний, реализуемая Межрегиональной общественной организацией «Достижения молодых», президентом которой является академик Евгений Велихов.
Для студентов и аспирантов Минэкономразвития России совместно с Минсельхозом России и Минобрнауки России с
4 Использование венчурного (рискованного) капитала в малом бизнесе.
По инициативе Правительства Российской Федерации уже созданы 5 региональных венчурных фондов с общим объемом средств 2,2 млрд руб. для целей финансирования малых предприятий в научно-технической сфере. Управляющие компании проводят отбор проектов для инвестирования в Республике Татарстан, городе Москве, Красноярском и Пермском краях, Томской области. До конца текущего года не менее 400 млн руб. будет проинвестировано в виде венчурного капитала в малые инновационные компании.
В течение
Их капитализация составит 6,4 млрд руб., 50% из которых — частные средства.
5 Государственное регулирование малого предпринимательства требует серьезных корректив. В
А с другой стороны, согласно опросам предпринимателей в среднем они тратят на разного рода незаконные выплаты около 9,6% от среднемесячной выручки фирмы.
Эти данные говорят о необходимости радикального изменения Федерального закона о порядке проведения контроля и надзора:
· полный отказ от плановых проверок (за исключением особо опасных объектов химической, ядерной и т.п. промышленности);
· максимальный переход от сертификации (выдачи разрешений, согласований) к декларированию.
Но уже целый год Минэкономразвития России согласовывает законопроект с 22 федеральными органами исполнительной власти.
6 И, конечно, назрела необходимость в новом федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Он позволит:
· закрепить полномочия органов власти разных уровней по развитию малого и среднего предпринимательства;
· гармонизировать с европейскими критерии сектора малых и средних компаний;
· обеспечить равный доступ предпринимателей к поддержке;
· создать механизм учета мнения представителей предпринимателей при принятии нормативных актов.
В итоге в среднесрочной перспективе мы рассчитываем достичь следующих основных показателей: доля населения, занятого на предприятиях малого и среднего бизнеса, составит не менее 50%, а доля в валовом внутреннем продукте — не менее 40%.