XI Петербургский международный экономический форум стал рекордным по количеству гостей (почти 9 тыс. участников из 65 стран, 9 президентов, 44 министра и 40 послов) и размеру заключенных сделок (на 13,5 млрд долл.). Поэтому неудивительно, что именно на этой представительной площадке была озвучена новая стратегия социально-экономического развития России. Ее основные контуры обозначил в своем выступлении вице-премьер Правительства Сергей Иванов. Однако выводы политика вызывают много вопросов у независимых экспертов.
Сергей Иванов уверен, что через 12 лет Россия не только сохранит свои политические позиции в «Большой восьмерке», но и по размерам экономики выйдет на пятое место среди крупнейших государств мира. Валовой внутренний продукт на душу населения по паритету покупательной способности к
Половина россиян смогут с гордостью отнести себя к среднему классу, который обеспечит стабильность социальной структуры общества. Причем качество жизни приблизится к показателям аналогичных социальных групп в развитых странах.
Около 50% экономически активного населения будут иметь высшее профессиональное образование, полученное на основе стандартов обучения, принятых в государствах Европейского сообщества.
Россия выйдет в группу лидеров и займет весомую долю (порядка 10%) на ряде мировых рынков хай-тековской продукции, которые определяют направление нового витка развития технологий, начинающегося сейчас в странах — лидерах мирового прогресса. Вот перечень основных отраслей, формирующих новое лицо экономики будущей России:
· ядерная энергетика (реакторы на быстрых нейтронах, существующие только в нашей стране плавучие атомные станции);
· авиапром (сверхзвуковые пассажирские самолеты, экранопланы, гиперзвуковые летательные аппараты, военные самолеты пятого поколения);
· судостроение (ледоколы, научные суда, танкеры для сжиженного газа, корабли для освоения шельфа и класса «река—море»);
· ракетоносители и космические аппараты, включая российский шаттл, а также услуги космических запусков;
· программное обеспечение, объемы продаж которого до недавних пор росли на 50—60% в год;
· нанотехнологии, на развитие которых нацелены 2 федеральные целевые программы, имеющие долгосрочный характер;
· услуги связи, объем которых увеличится в 14 раз после полного ввода ГЛОНАСС.
Россия в
В целом озвученная стратегия производит впечатление яркого масштабного документа, вполне достойного потенциального кандидата в президенты страны. Главный вопрос, который здесь возникает: насколько она реальна?
Три сценария…
На самом-то деле проект стратегии социально-экономического развития Российской Федерации, разработанный МЭРТ, рассматривает 3 варианта движения страны к рубежу
Сейчас проект активно обсуждается правительственными и независимыми аналитиками, предложившими соотнести варианты развития страны с названиями известных фильмов, в наибольшей степени отражающими его суть. В современном менеджменте такой подход зачастую используется для стимулирования креативности участников экспертных дискуссий.
«Возвращение джедая» — так, по мнению референта Экспертного управления Президента Станислава Воскресенского, можно назвать вариант, который по классификации МЭРТ звучит как инерционный. Суть его заключается в сохранении сложившихся сегодня институциональных условий, которые во многом носят черты советского времени, и существующей отраслевой структуры экономики.
Государство концентрирует ресурсы на указанных выше направлениях деятельности, но основная масса отечественных компаний работает в таких же условиях, что и сейчас. Модернизация производства ведется за счет импорта технологий и их адаптации к потребностям российских предприятий.
Никаких кризисов при подобном движении вперед нас не ждет. Под патронажем Люка Скайвокера (хорошего сына плохого коммунистического Дарта Вейдера) российская экономика будет расти на 3,5% в год. Мы даже улучшим к
«Поезд идет на Восток» — подобное название, считают эксперты «ЭЖ», вполне подходит ко второму сценарию развития России, именуемому в документе МЭРТ энергосырьевым вариантом. Кроме ряда приоритетных отраслей держава создает условия для развития ТЭК. Проводится модернизация технологической базы нефтяной и газовой отрасли, осваиваются месторождения Восточной Сибири, реализуется генеральная схема размещения объектов электроэнергетики.
Темпы роста валового внутреннего продукта составят около 5,5% в год. Россия постепенно улучшает свои позиции в мировой экономике, но о присоединении к пятерке лидеров говорить не приходится.
«Туманность Андромеды» — уместное, по оценке нашей газеты, название для третьего сценария движения нашей страны к
В стране формируется национальная инновационная система, подавляющая часть российских компаний получает доступ к финансовым ресурсам для внедрения нововведений. Расходы на НИОКР приближаются к 7% ВВП, приблизительно столько же тратит держава на образование.
В результате экономика растет на 6,5% в год независимо от мировых цен на углеводороды, а валовой внутренний продукт достигает заветных 30 тыс. долл. на гражданина столь достойной страны.
И еще один сюжет
К сожалению, в сценарии независимые эксперты вынуждены вписать несколько страниц, которые ставят под сомнение развитие сюжета всей «киноленты».
По оценке руководителя Центра стратегических разработок (ЦСР) Михаила Дмитриева, мировой опыт доказывает, что государствам с недостаточно развитой институциональной средой не удается преодолеть барьер в 15 тыс. долл. ВВП на душу населения.
Для выхода на уровень 30 тыс. долл. России нужно довести до конца административную реформу и создать независимую судебную систему. Необходимо также резко снизить уровень коррупции, о чем власти так много говорят и для чего так мало делают.
Пока исследования международных организаций (в частности, Всемирного банка) показывают, что институциональная среда в нашей стране ухудшается. Государству не удалось справиться с административной и судебной реформами. По выражению руководителя Экономической экспертной группы Евсея Гурвича, оно предпочло тактику, при которой невзятые крепости оставляются в тылу, а войска продолжают движение вперед. Но нерешенные институциональные проблемы рано или поздно затормозят развитие экономики.
Но самый высокий барьер на пути нашей страны по 3-му, оптимистичному, варианту развития связан с дефицитом человеческих ресурсов. В период 2012—2020 гг. российская экономика недосчитается 7 млн работников, которые не родились в 90-х годах прошлого века из-за малограмотных реформ.
Недостаток рабочих рук, по оценке ЦСР, лишь частично (на 3 млн человек) можно восполнить за счет эмигрантов. Другим источником рабочей силы могут стать бюджетные организации, сотрудники которых в результате сокращения штатов перейдут в частный сектор.
Также можно создать условия для более широкого привлечения к труду инвалидов, увеличив таким образом численность работающих еще на 3 млн человек.
В общем, по сусекам поскребем и рабочих наберем. Предлагаемые меры дадут определенный результат, но будут малополезны для инновационного варианта. Ведь контингент, вовлеченный в активную трудовую деятельность, едва ли будет отличаться высокой квалификацией или креативностью.
Соло маэстро
Между тем в выступлении вице-премьера на Петербургском форуме много говорилось о повышении профессионального уровня работников, но мало внимания уделялось здравоохранению и развитию культуры. А ведь именно они необходимы для формирования достойных условий жизни граждан и качественных человеческих ресурсов, в которых нуждается наша экономика.
Поэтому к подготовке такого важного документа, как стратегия развития России на долгосрочный период, кроме чиновников и ученых сегодня важно привлекать деятелей культуры и искусства. Например, таких, как маэстро Валерий Гергиев, который сказал на форуме: если в стране есть достойные медицина, образование и культура, то она и в экономике поднимется до больших высот. Тогда и Туманность Андромеды станет прозрачной явью.