Использование информационных технологий и автоматизированных систем, в частности, для корпоративного обучения сотрудников позволяет им непрерывно повышать свою квалификацию без отрыва от производства, а компании — сократить финансовые затраты и трудоемкость организации очного обучения или переподготовки персонала.
Обучение и повышение квалификации персонала приобретают все большую значимость для компаний. Особенно актуальны они для промышленных предприятий с распределенной структурой, где от профессионального уровня сотрудников зависят безопасность и сохранность жизни огромного числа людей.
Кроме того, существуют государственные нормативные требования обязательного обучения и проверки знаний. Так, например, по вопросам безопасности на опасных производственных объектах, поднадзорных Ростехнадзору, плановая аттестация руководителей и специалистов должна проводиться не реже одного раза в пять лет. Проверка знаний охраны труда работников, а также аттестация по вопросам пожарной безопасности — не реже одного раза в три года.
Хотя, безусловно, работодатель может установить и более частые сроки проверки знаний.
Использование автоматизированных систем корпоративного обучения и проверки знаний сотрудников позволяет:
· создать централизованные системы управления процессами подготовки и повышения квалификации сотрудников головного офиса и его филиалов на основе единых методических подходов;
· разработать единые целевые и профессионально ориентированные учебные курсы и программы повышения квалификации для конкретных групп и категорий работников;
· сформировать потребности работников организации к самообучению через привлечение их к самостоятельной работе на основе использования технологий корпоративного обучения;
· снизить издержки на проведение обучения и проверки знаний по традиционной форме (внешнее обучение);
· увеличить количество обучаемых сотрудников;
· обеспечить технологичность проведения аттестации, заключающейся в:
а) минимизации временных затрат на аттестацию;
б) обеспечении объективности в оценке знаний слушателей;
в) автоматизации обработки результатов аттестации;
г) автоматизации формирования протоколов проверки знаний и т.д.
Такие системы могут использоваться службами управления персоналом при первоначальной оценке знаний предметной области, например при приеме на работу или переходе на новые должности.
Автоматизированные системы корпоративного обучения и проверки знаний могут не только эффективно управлять учебно-аттестационным процессом, но и предоставлять доступ персоналу к готовым учебно-методическим материалам.
Подобные комплексные информационно-обучающие системы в настоящее время активно используются в крупных промышленных организациях.
Так, например, во исполнение требований обеспечения промышленной и экологической безопасности информационно-обучающая система, созданная в ОАО «НК «Роснефть» на основе технологии «ОЛИМП» (разработчик компания «ТЕРМИКА»), за счет интранет-технологий используется в территориально распределенных организациях. Доступ к системе обеспечивается средствами стандартного интернет-браузера.
Автоматизированная система корпоративного обучения дает возможность построить процесс обучения и аттестации по четырем основным схемам:
1. Обучение (предаттестационная подготовка) и аттестация проводятся в корпоративной интранет-сети организации.
2. Обучение (предаттестационная подготовка) и аттестация проводятся в специализированных учебных классах.
3.Обучение (предаттестационная подготовка) проводится дома или (если это разрешено) локально на компьютерах пользователей с использованием компакт-дисков и специализированного клиентского программного обеспечения («ОЛИМП: ОКС-Клиент»), а аттестация проводится в общей интранет-сети организации или в учебных классах.
4.Обучение (предаттестационная подготовка) проводится по вариантам п.1—3, а аттестация проводится на выезде с использованием мобильного центра аттестации, состоящего из нескольких карманных компьютеров с установленным программным обеспечением для проведения аттестации, планшетного компьютера с программным обеспечением для преподавателя, мобильного принтера для вывода результирующих протоколов, устройства беспроводной связи.
Все это оборудование, упакованное в специальный кейс, весит не более
Для обучения персонала можно использовать готовые учебные курсы или создать свой.
Комплект учебно-методических материалов может состоять из следующих элементов:
· нормативные и правовые акты для изучения;
· учебно-методические пособия для изучения;
· контрольные вопросы для организации самоконтроля усвоения материала;
· тесты для организации итогового тестирования.