Чтобы понять причину ухудшения финансовых результатов предприятия, к примеру, машиностроительной отрасли, которое в течение 2006 года работало с убытками, нужно проанализировать источники средств и направление их использования в динамике, а также раскрыть механизм движения финансовых средств.
Обратимся к аналитическому балансу предприятия, по которому можно отследить динамику инвестирования средств в текущую деятельность и структуру источников ее финансирования в течение трех кварталов 2006 г. (см. табл. 1).
Ситуационный анализ с финансовой точки зрения показывает, что доля средств, замороженных в производственной сфере, выросла с 75 до 79%, а в сфере обращения — уменьшилась с 25 до 21%. Рост произошел в основном за счет увеличения доли средств, инвестированных в запасы сырья и материалов на складе, с 35 до 37%.
А в работе на рынках с потребителями продукции есть проблемы: доля дебиторской задолженности снизилась с 16 до 11%. Значит, в большей мере на его финансовое положение влияют проблемы в снабжении и сбыте.
Следствие такого положения дел — предприятие не зарабатывает собственных оборотных средств: доля текущих пассивов (33—39%) превышает долю текущих активов (30—32%) в балансе. Поэтому текущая деятельность финансируется краткосрочными заемными средствами.
Сложившаяся структура заемных средств для организации неблагоприятна, поскольку выросла доля краткосрочных кредитов (с 25 до 33%) при снижении доли кредиторской задолженности (с 41 до 38%), что способствует их большему оттоку и постоянной потребности в дополнительных кредитных ресурсах.
Оборачиваемость средств
Конечно, в краткосрочном периоде можно работать и без собственных оборотных средств, только с заемными, но при условии их быстрой оборачиваемости. Посмотрим, как с этим обстоят дела у предприятия (см. табл. 2).
Ситуационный анализ показывает, что период оборота материалов на складе и всего затратного цикла1 слишком длинный. Не согласованный по времени процесс изготовления продукции и необеспеченность его необходимым сырьем и материалами ведут к излишним промежуточным запасам полуфабрикатов и замедлению производственного цикла. Иными словами, неоптимальная технологическая цепочка создания стоимости способствует замедлению притоков денежных средств из оборота и ускорению их оттоков. В этом проявляется неэффективность работы предприятия.
Медленное высвобождение средств из текущей деятельности привело к замедлению платежей по счетам. Средний кредитный цикл2 в течение трех кварталов замедлился со 142 до 158 дней.
За приведенными данными можно увидеть, как постепенно складываются негативные тенденции, вызывающие структурные диспропорции. Бесконтрольное инвестирование средств в запасы, незавершенное производство и готовую продукцию на складе приводит к замораживанию собственных средств в большей мере в сфере производства, чем обращения. Формирующиеся неправильные пропорции в распределении ресурсов приводят к оттоку средств, препятствуют их генерированию, так как организация тратит денег больше, чем зарабатывает.
Со временем нарушается баланс движения денежных средств (финансовых потоков), а механизм контроля его поддержания и восстановления при таких отклонениях не налажен. Ухудшение финансового положения предприятия и проблемы с платежеспособностью наступают в результате несогласованного принятия решений в сбыте, снабжении и производстве, а их последствия не оценивают с точки зрения финансовых результатов организации.
Изменение ситуации
Существует два способа пополнения недостатка денежных средств для текущей деятельности. Первый способ состоит в генерировании денежных средств из текущей деятельности путем ускорения их оборачиваемости. Второй — в привлечении внешних источников (кредитных ресурсов).
На практике обычно используют второй способ. Дефицит денежных средств «корректируют» кредитными ресурсами. Однако желаемого результата часто не достигают, потому что выбранный подход к решению финансовых проблем оставляет без внимания сложившийся механизм оттока денежных средств.
Механизм управления денежными потоками
Одно из эффективных направлений выхода из кризисной ситуации и порочного круга безденежья нашего предприятия — изменение порядка работы в службах сбыта и снабжения и способа их взаимодействия (установить регламент). Начать необходимо с налаживания системы управления денежными средствами и потоками в отделе сбыта.
В службе снабжения следует наладить управление запасами (закупками), используя в качестве главного инструмента управления нормативные запасы основных видов сырья и материалов в днях и установить контроль их использования. В перспективе же целесообразно создать на этой основе систему сквозного планирования.
В службе сбыта должен быть налажен механизм жесточайшего систематического контроля объемов продаж и ежедневного прихода денежных средств.
Представленная в виде аналитической таблицы (см. табл. 3) информация позволит структурировать денежные потоки по клиентам и регионам, а также во времени.
Для службы снабжения целесообразно составить еженедельный (а возможно, и ежедневный) план платежей (см. табл. 4).
Следующий шаг состоит в налаживании взаимодействия между службами, в котором скрывается большой резерв (рычаг) повышения эффективности и результативности работы предприятия на базе проведения регулярных (а при необходимости — ежедневных) рабочих совещаний с участием руководителей основных служб предприятия. Предмет обсуждения — ежедневный приход денежных средств, бюджетные ограничения и жесткий контроль расходования заработанных средств на жизненно важные статьи расходов: сырье и материалы, энергетику, заработную плату, налоги, погашение кредита. Отдельно составляется график погашения кредиторской и прихода дебиторской задолженности.
Цель такого обсуждения — налаживание механизма принятия и реализации решений по управлению денежными и материальными ресурсами и потоками на базе систематического обсуждения аналитической информации, отслеживания последствий тех или иных решений и действий на финансовые результаты работы всего предприятия. Аналитическая информация каждой службы позволит понять, как движутся материальные и финансовые ресурсы, затем направить их в нужном направлении.
Предлагаемый управленческий инструментарий — один из элементов нормальной работы руководителя. Использование его на практике способствует взаимодействию организации с клиентами, поставщиками и устанавливает горизонтальные взаимосвязи между основными службами в процессе принятия управленческих решений.
Дифференцированная работа с продуктами, рынками, поставщиками, клиентами помогает уловить и учесть изменения во внешней среде и незамедлительно реагировать на них изнутри. Разумеется, такие решения требуют больше времени на изучение проблемы и эффект от них проявляется не мгновенно, но зато действует долгосрочно. Это позволит постепенно высвободить средства из сферы производства и переместить их в сферу обращения в результате активизации работы на рынке с потребителями.
1 Период времени, в течение которого инвестированные средства в текущие активы возвращаются в виде выручки от реализации произведенной продукции.
2 Период времени, в течение которого предприятие платит по своим обязательствам.