Интересно, для чего в последний день мая обнародуются данные соцопроса, проведенного еще в январе нынешнего года? Это об исследовании ВЦИОМ на тему «От чего мы с вами отказывались за последний год из-за нехватки денег». Можно, конечно, предположить, что эту информацию придерживали поближе к недалеким выборам. Но есть ли в этом смысл? Судя по официальным данным, наши доходы с начала года подскочили по сравнению с этим же периодом 2006-го под 30%, вот это бы и препарировать.
Однако зацепка для объяснения такой оттяжки, пожалуй, есть — главное, от чего мы отказались, как следует из ответов респондентов, по скудости в кошельках — от поездок на отдых, провести отпуск.
Ну, когда еще по-настоящему отдохнуть, как не летом. Большинство из нас уже мечтают об отпуске, а многие, пожалуй, уже его спланировали, даже путевки и билеты купили. Но посмотрите, какую тенденцию обнаружил вциомовский опрос: при существенном росте доходов, а они прилично поднимались и в прошлом году, доля россиян, отказавшихся от поездок на отдых, проведения отпуска по причине нехватки средств, увеличилась с 49% в
Социологи — народ дотошный, изучают они регулярно и наши планы на летний отдых. Так что мы там планировали в начале прошлого лета? В самом деле, провести отдых в поездках собирались меньшинство респондентов. Самая популярная поездка, естественно, на дачу (22%). Вполне заметное число граждан намеревались понежиться на российском побережье Черного моря (9%). Далее по популярности предпочтений идут отдых в других местах на территории бывшего Союза (4%), за границей (3), в Крыму (1%).
А вот самая главная цифра: 52% россиян намеревались провести лето дома. Обратите внимание, как эта доля стопроцентно совпадает с январским числом ответивших, что из-за нехватки денег им пришлось отказаться от поездок на отдых, провести отпуск в домашних стенах.
Некоторые сомнения на этот счет вызывают уже данные о намерениях потратиться на члена семьи во время отдыха летом 2006-го. А они такие: граждан, способных выложить меньше 5 тыс. руб., стало 19%, что на 4 пункта больше, чем в 2005-м, но одновременно выросло число тех, кто готов потратить от 5 тыс. до 10 тыс. без одного рубля (с 12 до 14%) и с 10 тыс. до «безрублевых» 25 тыс. (с 7 до 10%). Доля «супердоходных» отдыхающих осталась прежней (2%).
Ясное дело, что планировать отдых, не имея на него должных средств, занятие бесполезное. Но только ли они необходимы, чтобы реализовать задуманное? Посмотрим на данные прошлогоднего сентябрьского опроса о том, как мы реально отдохнули.
Дома «занимались своими делами», конечно, большинство, но не 52%, а заметно меньше — 30%, что, кстати, на 17 пунктов меньше, чем годом раньше. На даче тоже время провели на 5% меньше, чем планировали, — 17%.
Правда, и на Черноморском побережье России отдохнули не 9, а 7% соотечественников, так же как и съездивших за пределы бывшего Союза — 1% вместо 3%, планировавших такие поездки. Единственные места, которые мы посетили в большем числе, чем намеревались, — это другие города и села России — 9, а не 7%. И самое главное: доля респондентов, сообщивших, что никуда не ездили именно из-за нехватки денег, составила 33%.
Спрашивается, откуда вдруг взялась прибавка к последним в 19% четырьмя месяцами позже? Да и рост на 12% «безденежных» к показателю
Припомним, что наибольшая подвижка среди отвечавших на вопрос, как реально отдохнулось, произошла в группе «оставшихся дома, занимавшихся своими делами». То есть именно за счет них в первую очередь пополнился отряд тех, кто сослался на безденежье. Вот еще интересная цифра: наибольшая доля «дачных сидельцев» (23%) среди тех, чьи доходы (свыше 5 тыс. руб. на члена семьи) позволяли отдохнуть поинтереснее.
Далее, в ходе январского опроса меньше других «пожаловались» на нехватку денег, чтобы поехать отдохнуть, россияне в возрасте старше 60 лет (это при доходах-то наших стариков!), и, наоборот, наибольшая доля указавших на эту причину — среди 24—44-летних. Иначе говоря, это те, кто не только в расцвете сил, но и должен бы профессионально, карьерно и по части получения приличных доходов состояться. Играет здесь, видимо, и фактор возросших требований к качеству отдыха.
Словом, из представленных данных просматривается, так сказать, сослагательное наклонение: «Если бы еще и на хороший отдых хватило…». А вспомним, чем отличался прошлый год — потребительским бумом, причем все больше граждан решаются на крупные, дорогостоящие покупки. Хороший же отдых тоже стоит «хороших» денег. И, похоже, выбор в наших растущих доходах-расходах все больше делается не в его пользу.
А это уже «не есть хорошо». Стоит все-таки помнить и о непреложности двух истин: всех денег не заработаешь, а здоровье потом не купишь. В общем, постарайтесь этим летом все-таки нормально отдохнуть.