Объективность показателей не оспаривается

Новая технология взаимоотношений различных уровней власти
| статьи | печать

Всего за год распространения практики индикативного планирования на городские округа во всех этих муниципальных образованиях Самарской области снизился уровень безработицы и поднялась средняя заработная плата. Особенно хорошо такая схема социально-экономического развития городов и районов проявила себя в отношении сельских территорий.

 

За четыре года применения механизма индикаторов в сельской местности Самарской области:

·       повысился уровень обеспеченности населения объектами социальной и жилищно-коммунальной инфраструктуры;

·       увеличилась доля учащихся, занимающихся в первую смену, в 13 районах;

·       возросла обеспеченность населения спортивными сооружениями в 18 районах;

·       улучшилась обеспеченность населения местами в амбулаторно-поликлинических и больничных учреждениях соответственно в 15 и 23 районах;

·       повысилась обеспеченность врачами общей практики во всех районах;

·       увеличилась обеспеченность жильем в 24 районах.

Это итог взаимодействия органов государственной власти области и органов местного самоуправления муниципальных районов. Исполнительная власть субъекта Федерации заключила соглашения с муниципальными образованиями и направила в соответствии с подписанными документами значительные средства на формирование общественной инфраструктуры территорий.

Такой метод разделения полномочий способствует повышению ответственности руководителей и результативности управляющих воздействий, помогает им определить приоритетные направления в развитии территорий.

Индикативные планы позволили оценить состояние муниципальных образований и увидеть вопросы недостаточного внимания со стороны органов местного самоуправления, а потом принять приоритеты в их работе с прицелом на конечные результаты в экономике и социальной сфере.

Улучшаются индикаторы развития человеческого потенциала и социального благополучия. По итогам 2006 г. во всех районах возросла обеспеченность телефонами фиксированной электросвязи, а учащихся — компьютерами с подключением к сети Интернет. В 16 районах наблюдается рост рождаемости, в 22 — сократилась безработица.

С каждым годом муниципалитеты берут на себя повышенные обязательства. Одновременно растет степень выполнения ими индикативных планов. В 2003 г. напряженность планов по районам составляла в среднем 107%, и выполнили их 14 районов, в 2006 г. соответственно — 123% и 24. Высокий уровень выполнения намеченного показали Кинельский, Сергиевский, Шигонский, Елховский, Ставропольский, Сызранский, Похвистневский районы.

Одна из характеристик деятельности органов местного самоуправления — состояние местных бюджетов. В этой сфере индикаторы показывают развитие:

а) социальной инфраструктуры;

б) малого бизнеса;

в) рынка недвижимости;

г) сельскохозяйственного производства;

д) инвестиционной активности территории.

Ежегодно выделялись бюджетные средства на поддержку фермерских хозяйств, сельской кредитной кооперации, личных подсобных хозяйств. И в прошлом году объем валовой сельхозпродукции превысил показатель предыдущего года на 4,7%.

В 2006 г. в области начата реализация семи крупных проектов в свиноводстве, трех — в птицеводстве, трех — в мясном скотоводстве и 19 — в молочном животноводстве.

С минувшего года практика индикативного планирования распространена на городские округа. Высокие обязательства взяли на себя органы местного самоуправления крупных промышленно развитых городов — Тольятти, Самары, Сызрани — и успешно их выполнили. Напряженными были планы у Жигулевска и Новокуйбышевска, а также у малых городских округов — Октябрьска и Похвистнева.

Самый высокий процент выполнения индикативных планов — в Сызрани и Октябрьске. В Тольятти лучшие показатели выполнения по индикаторам развития промышленности, научно-исследовательской и инновационной деятельности — 118%.

Все городские округа выполнили обязательства по индикаторам состояния социально-трудовой сферы, развитию социальной инфраструктуры территории. В 2006 г. в девяти из 10 городских округов произошел рост промышленного производства. Во всех городах Самарской области отмечается рост инвестиций.

 

К сведению

Благодаря системе индикаторов в развитии муниципальных образований:

·       сформировано единое информационное пространство для использования в практике областного и муниципального управления;

·       расширен круг показателей, учитываемых территориальным органом Росстата и используемых областным министерством экономического развития, инвестиций и торговли при подведении ежегодных итогов и муниципалитетами для анализа, оценки, прогнозирования и планирования социально-экономического развития муниципального образования;

·       отработана технология взаимоотношений между областными, федеральными органами власти и органами местного самоуправления по согласованию параметров и целевых показателей социально-экономического развития территорий.