Рынок страхования в России растет: страховые премии за 2006 год составили 602,1 миллиарда, а страховые выплаты — 345,2 миллиарда рублей. Это соответственно на 22,7% и 25,8% больше, чем показатели 2005 года. Но эти темпы все равно не устраивают страховщиков, поскольку некоторые потенциальные «точки роста» все еще не работают.
На состоявшемся в середине мая в Госдуме «круглом столе» по вопросам повышения финансовой грамотности населения представители страховых компаний жаловались на то, что в США страхованием охвачено до 96% возможных рисков, а в России — только 10%. Ассортимент страховых услуг в нашей стране слишком беден, о массе возможных рисков тут даже не слышали. Замминистра финансов Сергей Сторчак отметил: «У нас, как у министерства, есть интерес, чтобы качество финансовых знаний населения выросло на порядки, и чем выше и быстрее — тем лучше».
Страховщики с воодушевлением говорили, что застраховаться можно от чего угодно. В Америке, например, охотно страхуют от похищения инопланетянами. Впрочем, инопланетяне — курьез, гораздо больше страховые компании волнует вопрос страхования жизни. С тех пор как два года назад ФССН взялась за очистку этого вида деятельности от «схем», сектор страхования жизни планомерно сдувался.
Между тем средние доходы в России, уровень жизни и образования вполне соответствуют тем показателям в Чехии и Польше, при которых там начался бурный рост страхования жизни. У нас же этого не произошло.
Прав ли Минфин, считающий, что во всем виновата низкая финансовая грамотность населения? Поможет ли делу предложенный замдиректора «Росгосстрах-Столицы» Сергеем Конкиным комплекс мероприятий просветительского характера, в частности создание и демонстрация образовательных фильмов о страховании? Ведь на пути роста страхования жизни стоят не только недостаточная страховая грамотность населения и наличие более привлекательных, с точки зрения обывателя, путей накопления, но и особенности национального менталитета. Об этом писала Марина Цветаева в начале XX века: страховой агент в Париже жаловался ей, что «русские всегда говорят «нет», если я предлагаю им застраховать жизнь. Как же ответственность перед близкими?».
С тех пор мало что изменилось — в России на предложение застраховать свою жизнь чаще всего по-прежнему отвечают «нет». Это связано и с суевериями в стиле «не накликать беду», и с родным расчетом на «авось», и с высказанной еще Цветаевой мыслью о том, что близкие должны испытать горе от утраты близкого человека во всей полноте и мешать в это чувство деньги неприлично.
Идея Минфина и страховщиков начать показ просветительских программ в области финансов хороша, но резкого роста именно этого сектора страхования ждать не стоит: национальный менталитет так быстро не меняется.