Прошлой осенью представители страховых компаний сетовали на недостаточное внимание государства к страховому сектору. Однако в последовавшие полгода они не могли пожаловаться на равнодушие регулятора.
ФССН пристально следила за ходом поэтапного повышения уставных капиталов страховых компаний в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 10.12.2003 № 172-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Правительство «бодалось» с ВСС по поводу проекта закона об обязательном страховании опасных объектов (ОПО). Минфин разрабатывал изменения в Правила размещения страховых резервов, а также вводил в практику автострахования коэффициент «бонус-малус» и прочие поправки, имеющие целью приблизить вступление в России так называемой зеленой карты и т.п.
Наступившее лето принесет страховщикам еще больше того «государственного внимания», о котором они просили. С 1 июня вступил в силу Закон об обязательном страховании ответственности туроператоров от 05.02.2007 № 12-ФЗ и начал действовать связанный с ним Единый федеральный реестр туроператоров (далее — Реестр).
К условленному сроку успели далеко не все: на 1 июня в Реестр вошли 1333 компании, из которых заграничным туризмом будут заниматься 1149, а внутренним — 184 фирмы. Ростуризм уже уведомил посольства, что право на получение виз имеют только перечисленные в Реестре компании.
Как и ожидалось, большинство турфирм предпочли обратиться за финансовым обеспечением в страховую компанию, а не в банк. Так, только 27 фирм в группе из 1143 компаний, подтвердивших финансовые гарантии на сумму более 5 млн руб., предоставили банковскую финансовую гарантию. В свою очередь ФССН вывесила на свой сайт список страховых компаний, имеющих лицензии на страхование ответственности туроператоров.
Надежды участников рынка, что власти примут во внимание небольшое количество времени, отведенное страховщикам на разработку нужной документации, а туроператорам — на сбор средств, и отложат вступление Закона в силу, не оправдались.
Уже к 1 июля
· разделение по специализации («жизнь» — «нежизнь»);
· увеличение уставного капитала до требуемого законом уровня;
· лицензирование перестраховщиков и брокеров.
Росстрахнадзор еще в апреле предупредил, что лицензии у не выполнивших в срок требования данного Закона страховщиков будут отзываться без соответствующего предписания с 1 июля
К тому же Минфин до сих пор не утвердил порядок передачи страхового портфеля. В связи с этим Госдума на днях приняла во втором чтении законопроект, предложенный главой ВСС депутатом Александром Ковалем. Он позволяет страховщикам продолжать обслуживание страхователей и застрахованных лиц по договорам страхования жизни до истечения срока их действия, но с 1 июля
Наступившее лето для регулятора страхового рынка будет рабочим: в этом месяце ФССН собирается рассмотреть проект предложений Российского союза автостраховщиков (РСА) о внесении изменений в законодательство по ОСАГО. Сегодня, по подсчетам Союза, аварии на дорогах наносят России ежегодный ущерб в размере 370 млрд руб. В РСА считают, что привязка коэффициента «бонус-малус» в рамках ОСАГО не к ДТП, а к соблюдению водителями правил дорожного движения по примеру ряда западных стран приведет к снижению аварийности.
На лето же перенесена намеченная ранее на 22 мая коллегия Минфина по рассмотрениювопросов совершенствования страхового законодательства. По словам начальника Управления предварительного контроля Росстрахнадзора Галины Голушко, там будет решаться вопрос о необходимости устранить несогласованность двух основных законодательных актов в сфере страхования — гл. 48 ГК РФ, принятой еще в
В целом финансовое ведомство продолжает разрабатывать Стратегию развития страхования на среднесрочную перспективу 2008—2012 гг., которую представит Правительству во второй половине года. Вероятно, в ней найдет отражение и давно обсуждаемое предложение по унификации подхода и выплат по страхованию жизни и ущерба здоровью для различных категорий граждан. Сейчас в Законе об ОСАГО максимальная сумма выплат в случае причинения вреда жизни и здоровью одного пострадавшего установлена на уровне в 160 тыс. руб.
При этом по согласованным Минфином с Минтрансом поправкам в Воздушный кодекс лимит ответственности авиакомпаний перед пассажирами увеличен до 2 млн руб. Стоимость жизни военнослужащего рассчитывается по одному специальному закону, а граждан, пострадавших на производстве, по другому — ФЗ о социальном страховании от несчастных случаев на производстве.
На практике страховые выплаты обычно оказываются ниже максимальных страховых сумм, прописанных в Законе, так как их размер рассчитывается на основании данных о заработной платы погибшего, количества иждивенцев и стоимости ритуальных услуг.
В итоге в случае гибели в результате ДТП пенсионера, который не имел иждивенцев, страховая выплата по ОСАГО будет равна расходам на оплату ритуальных услуг.
Само государство проявляет избирательный подход к установлению размера компенсаций — чем больше общественный резонанс, тем более высокие денежные суммы получают родственники погибших. Максимальные компенсации в 3,2 млн руб. получат родственники шахтеров, погибших на шахте «Ульяновская» в
Все это немного напоминает законодательство времен князей Игоря и Ольги, когда за смерть смерда платили одну цену, а за гибель княжеского дружинника — другую.
По словам заместителя Департамента финансовой политики Минфина Веры Балакиревой, финансовое ведомство намерено провести анализ всех законодательных актов и постепенно «сближать» стоимость жизни в разных законопроектах. Надо заметить, что российская законотворческая деятельность в целом отличается весьма неравномерным характером: то пусто, то густо.
На это лето, например, намечено столько работы, что тех же чиновников Мифина остается только пожалеть. Однако «намечено», как водится в России, совершенно не означает «будет выполнено».