Дочь ростовского князя, она получила имя в честь праведной Анны — матери Богородицы. Родившись в трудное время ордынского ига и междуусобной розни, уже в детстве Анна навидалась всякого горя, но сердце ее нисколько не ожесточилось. Среди всеобщей печали ее образ сиял как солнце. К тому же и красотой Господь одарил Анну необыкновенной.
Прослышав о праведности княжны, мать тверского князя Михаила поспешила заслать к ней сватов, и в ноябре 1294 года невеста прибыла в Тверь, выбрав днем приезда день ангела своего жениха. «И бысть радость велия в Твери!» Свадьбу отмечали всем городом. Но, видно, и вправду не под счастливой звездой родилась Анна — через полгода выгорел «град Тверь весь». Прошло время, и новая беда: ночью полыхнули огнем княжьи палаты. И только чудом проснулся князь, успев как-то с Анной «выкинуться в окно». А потом были еще и другие «нужи великие», но главное — это жесточайшая распря Твери с Москвой за владычество на Руси, где в ход шло все : и грабежи, и месть, и предательство, рождавшие все новые и новые скорби для жен и детей.
К 1309 году у Анны, помимо умершей Феодоры их было четверо. И все сыновья. Она воспитывала их сама в правде и добродетели. Хотела видеть их такими же, каким был отец, — смелыми воинами и стойкими христианами.
Князь Михаил отстоял на какое-то время свое право на великокняжеский престол, но соперничавший с ним князь Юрий, сумев жениться на сестре хана Узбека Кончаке, заставил его отказаться от дальнейшей борьбы с Москвой. «Ну что ж, княжи, — отступил Михаил, — только в вотчину мою не вступайся».
Юрий вступился! И три месяца разорял ее, пока наконец терпение у Михаила не лопнуло. Выступив навстречу, он разбил врага. В плену оказалась сама Кончака! К несчастью, она вскоре скончалась. Тверскому княжеству грозило теперь полное разорение, и тогда муж Анны решился на необыкновенный подвиг: умереть самому, но уберечь свой народ.
Анна не дала Михаилу увидать слез своих, украдкой роняемых. Провожая мужа в Орду, она только укрепляла его: «Перед нечестивым царем стой, как воин Христов, не убоявшись ни меча, ни огня...» Лишь через год томлений получит она истерзанное тело. И тут уж не сдержит рыданий: «Свет мой ясный! Супруг мой возлюбленный!..»
Если бы, если бы этим и кончились скорби несчастной Анны! Господь ниспослал испить ей эту чашу до дна. В 1325 году ее сын Дмитрий убил в Орде Юрия, виновника смерти отца, и тут же был казнен сам. Год спустя жители Твери, не выдержав притеснений, перебили татарских послов. Присланным из Орды войском Тверская земля была опустошена полностью. Анне с детьми лишь чудом удалось спастись. В 1327 году с Константином и Василием она вернулась в разоренную Тверь и потихоньку начала собирать людей, утешая их «от великой печали».
Через десять лет вернулся в Тверь и Александр с сыном Феодором. Орду меж тем не оставила жажда крови. В 1339 году Анна потеряет здесь и сына, и внука. «Точно родной земли не хватило вам, что сложили вы честные головы у злых татар!» — горько убивалась над их телами Анна, и плакал вместе с нею весь город.
В княжение третьего своего сына — Константина, Анна приняла монашество с именем Евфросиния. В 1364 году, когда преставился уже и Константин, единственный из оставшихся в живых сыновей — Василий — уговорил мать перебраться на родину, в Кашин. Здесь она приняла схиму с прежним именем Анна.
Умерла княгиня в 1368 году, дожив до глубокой старости. И имя ее забыли до времени. Лишь в 1611 году, в нашествие поляков, она явила себя защитницей Тверской земли от вражеских приступов. На Московском соборе 1649 года было постановлено открыть мощи святой. Их перенесение состоялось в июне 1650 года, и за всю историю Русской Церкви ни одна святая не удостаивалась столь великого торжества: с присутствием царя, патриарха, митрополитов…
Тем удивительнее, что спустя четверть века канонизация Анны из-за почитания ее раскольниками была отменена. Препятствия к новой канонизации, несмотря на многочисленные ходатайства, были устранены лишь к началу XX века. 25 июня 1909 года около 100 тысяч богомольцев прибыли в Кашин. По прочтении Послания о восстановлении почитания преподобной Анны все их голоса слились в праздничном ликовании: «Восхваляем тя, преподобная мати!..».
Святая, благоверная Анна, моли Бога о нас!