Реальность и фантастика технико-внедренческих зон

| статьи | печать

В практической работе по созданию научно-технологических парков, технико-внедренческих особых экономических зон (ТВЗ) и прочих островков научно-технического прогресса начали вырисовываться черты будущей российской инновационной экономики. Но важное для страны дело движется медленно и со скрипом.

 

С 2005 г. было создано 4 пилотных ТВЗ: Дубнинская, Зеленоградская, Санкт-Петербургская, Томская.

Однако ТВЗ развиваются ни шатко ни валко. Организаторы нового для страны направления научно-технического развития не торопятся форсировать процесс, ссылаясь на то, что надо выявить узкие места, устранить административные и правовые недочеты.

Как будто нет многолетнего опыта подобных образований в развитых странах.

Первыми барьерами для желающих работать в зоне стали скромный по сравнению с другими странами объем льгот и ценз капитализации. Представители региональных торгово-промышленных палат обращают внимание на слишком высокий порог участия в ТВЗ (10 млн евро), что не под силу подавляющему большинству местных предприятий.

Кроме того, многие хотели, чтобы Правительство пересмотрело критерии отбора заявок на ОЭЗ, открыв дорогу «депрессивным» и малым регионам, для которых этот механизм — чуть ли не единственная возможность быстрого перелома устоявшихся негативных тенденций.

Государство определило основные виды деятельности в зонах, и чиновники настойчиво подбирают именно те коллективы, которые подходят под одну гребенку. Но весьма туманно обозначены сферы деятельности, недопустимые в ТВЗ. Поэтому власти по своему разумению могут запретить любую научно-техническую деятельность в зоне, которая, по их мнению, не соответствует основным направлениям.

Однако бывает и так, как в Санкт-Петербургской ТВЗ, где никак не решат, какими основными направлениями будет заниматься зона. И это одна из причин, почему в питерской зоне зарегистрирована одна-единственная  компания.

Создание ТВЗ в значительной степени регулируется нормативными документами регионального уровня, а также соглашениями Правительства РФ, региона и муниципалитета. Поэтому основные задержки освоения ТВЗ происходят из-за административных и правовых нестыковок федерального законодательства с местным правоприменением.

К примеру, инфраструктура одной из двух площадок ТВЗ Санкт-Петербурга в поселке Нойдорф вблизи Стрельны была в срок подготовлена за счет городского бюджета, но зона целых 1,5 года бездействовала, пока чиновники согласовывали местные нормы землеустройства, регистрации прав на недвижимость и налогообложения с базовым ФЗ «Об особых экономических зонах в РФ».

Руководитель ТУ РосОЭЗ по Санкт-Петербургу Юрий Михайлов замечает, что и сегодня недостаточно подзаконных актов, необходимых для установления рабочего взаимодействия между Федеральным агентством по управлению ОЭЗ и соответствующими федеральными и городскими структурами.

В Законе предусмотрено, что ТВЗ — это место, где проводятся исследования, разработки и выпускаются так называемые опытные партии. Массовое же производство в ТВЗ запрещено. Всю работу нужно переносить в промзоны, а это дополнительные затраты и времени, и средств.

Чтобы уйти от этой искусственно созданной проблемы, институты Томского научного центра Сибирского отделения РАН, например, на территории ТВЗ создают исследовательские лаборатории и выполняют заказы зарубежных партнеров в условиях особого таможенного режима зоны, который позволяет ввозить и вывозить научно-технологическое оборудование облегченным образом. А пакет выполненных заказов проходит не как конечный высокотехнологичный продукт, а как оказание услуг.

В Дубне и вне зависимости от зоны в последние годы родились и успешно развиваются сотни малых и средних предприятий научно-технической направленности. Одно из них уже третий год подряд получает Гран-при на Всемирном салоне композитных материалов.

Компании наукограда реализуют проекты по технологии производства гибких печатных плат, созданию водородных зарядных устройств для телефонов и ноутбуков, а также проекты по радиационной медицине и информационным технологиям. И для ТВЗ явно определился дефицит квалифицированных кадров.

По расчетам специалистов, отдача от таких зон проявится не завтра. В Европе, например, первые серьезные результаты и для людей, и для бюджета от таких зон стали отмечаться только через 10—15 лет. И хотя власти лишь начали осознавать значение инновационной экономики, а научно-техническое сообщество только входит во вкус новых форм внедренческой деятельности, наши оптимисты из администраций ТВЗ ждут реальных итогов от своих зон уже через 3—5 лет.